Объединенное кредитное бюро (ОКБ) и сервис онлайн-кредитования «Е заем» провели совместное исследование платежной дисциплины заемщиков банков, получавших беззалоговые кредиты, и МФО. По результатам исследования выяснилось, что клиенты обоих сегментов стали в целом реже допускать просрочки — причем как заемщики с хорошей кредитной историей, так и те, кто раньше допускал длительные просрочки.

Клиенты обоих сегментов финансового рынка были разделены на две группы: те, кто не допускал просрочек по предыдущим обязательствам, и те, кто ранее задерживал выплаты на срок 30 и более дней. В каждой из групп анализировалась платежная дисциплина по новым полученным кредитам и займам в течение года с момента выдачи.

Платежная дисциплина заемщиков с хорошей кредитной историей в целом лучше в банковском сегменте. 96% заемщиков с хорошей историей продолжают также хорошо обслуживать и свои новые кредиты. В сегменте МФО этот показатель чуть хуже. Почти 80% заемщиков с хорошей кредитной историей возвращают займы вовремя.

Среди заемщиков, ранее допускавших просрочки 30 и более дней, 78,7% не допускали просрочек по новым банковским кредитам, а почти 75% выплатили вовремя займы МФО.

По результатам исследования также выяснилось, что клиенты банков и МФО стали в среднем платить лучше. Доля клиентов МФО, имевших просрочки в прошлом, но вернувших новые займы вовремя, выросла за два года почти на 16 процентных пунктов — с 59,1% до 75%. Немногим меньше выросла эта доля среди клиентов микрофинансовых организаций, ранее не имевших длительных просрочек, — на 15,2 п. п., с 64,5% до 79,7%.

Те же тренды отмечаются и в сегменте беззалоговых банковских кредитов. Доля клиентов, вовремя вернувших новый кредит, среди тех, кто ранее допускал длительные просрочки платежей, выросла за два года с 72,3% до 78,7%. Среди клиентов с хорошей кредитной историей доля таких клиентов выросла с 91,8% до 96%.

«Результаты исследования показали, что люди, ранее допускавшие длительные просрочки, чаще делают это и по новым кредитам. Так, среди заемщиков с хорошей кредитной историей только 4% допускают просрочки свыше 30 дней по новому кредиту в течение 1 года с даты его выдачи. Вместе с тем, мы видим улучшение платежной дисциплины в целом. Возможно, это связано с тем, что заемщики все чаще начинают понимать важность информации в кредитной истории и стараются исправлять старые ошибки. Кредитная история является своего рода финансовым паспортом, демонстрирующим отношение заемщика к имеющимся обязательствам, поэтому стоит сохранять ее достойной, чтобы иметь возможность и в дальнейшем пользоваться кредитными средствами на приемлемых условиях», — пояснил заместитель генерального директора ОКБ Николай Мясников.

«Клиенты МФО сделали настоящий прорыв в улучшении платежной дисциплины. Конечно, столь высокая динамика за 2 года обеспечена действиями обеих сторон. Заемщики стали ответственнее подходить к получению и обслуживаю займов, а кредиторы, в свою очередь, научились работать с рисками и выдавать займы именно тем, кто их вернет. При этом неидеальная кредитная история клиентов давно не означает, что новый заем не будет возвращен в срок. Разница между платежной дисциплиной клиентов, допускавших и не допускавших просрочки, становится все меньше. В 2017 году на микрофинансовом рынке сохранится та же тенденция — лучше будут платить и те, и другие», — отметила управляющий директор сервиса «Е заем» Лига Трупа.