24 марта в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации прошел первый день конференции «Высшее образование по новым стандартам: перезагрузка образовательных программ».

Ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Михаил Эскиндаров поприветствовал всех гостей и посетителей конференции, представил экспертов, которые будут выступать в первом заседании. «В зале – представители более 160 вузов из более 15 округов России, – отметил Эскиндаров. – В работе конференции принимают участие представители различных вузов, в том числе и ректор РЭА имени Плеханова, присутствуют коллеги из Южного федерального университета и многих других именитых учебных заведений. Сегодня планируется подвести итог работе, начатой еще в начале 2000-х годов. Много документов, учебных пособий и нормативных актов было создано за это время. В 2012 году создана учебно-методическая литература для бакалавриата. Ряд документов утвержден и для магистратуры. Таким образом, был замкнут круг от создания самых основных документов для системы получения экономического образования до аттестации самого процесса обучения. Были созданы ФОСы. У нас содержатся материалы для государственных экзаменов, они адаптированы УМО Финансового университета. Мы принимали активное участие в выездных мероприятиях по развитию высшего образования. Конференции проходят регулярно и собирают большое количество представителей вузов со всей России. УМО Финансового университета ежегодно представляет свои разработки научному сообществу. Вместе с компанией «Консультант+» на ежегодной основе проходит смотр дипломных работ с соответствующей оценкой их качества».

«Функция УМО – подготовка бакалавров и магистров, а также обеспечение их соответствующей литературой. Конкурс на такие материалы очень высокий. В 2014 году в УМО поступили 24 рукописи, и лишь 4 из них получили положительную оценку научного коллектива Финансового университета. Проделанная работа – это вклад в развитие образовательного процесса по мировым стандартам обучения экономике», – добавил ректор Финансового университета.

* * *

Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, выступая на международной научно-методической конференции УМО «Высшее образование по новым стандартам: перезагрузка образовательных программ», заметил, что образование должно оказывать поддержку экономике, и требования работодателей к подготовке специалистов растут непрерывно.

За 2014 год создано 19 стандартов профессиональной деятельности на финансовом рынке. Также были приняты 2 стандарта для работников Пенсионного фонда. Сейчас к работе РСПП по подготовке профстандартов подключается и Росфинмониторинг, и ЦБ, и АСВ, и другие финансовые институты страны.

Университеты, прежде всего финансово-экономического профиля, сейчас активно работают с работодателями, и в настоящее время набирает обороты и развивается сама система профессионально-общественной ориентации вузов, отметил Мурычев. За центрами сертификации стандартов труда и образования фактически закреплена функция утверждения стандартов, хотя затем их еще должны заверить и Роструд, и Минфин. Но все же профстандарт в основе своей закладывается рамками, установленными и разработанными центром сертификации. На 2015 год уже подготовлен и согласован с Минфином еще 21 стандарт в экономике и финансах, Совет по квалификации на финансовых рынках при РСПП и Финансовом университете получил юридический статус.

* * *

Рособрнадзор одобряет работу по повышению качества и разработки стандартов высшего экономического и финансового образования. Об этом в ходе конференции заявил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Александр Бисеров.

Более 30% обучающихся в вузах студентов – это студенты, получающие экономическое образование. Большая часть получает образование заочно. К сожалению, подавляющее большинство из форм и вузов по данному направлению образования требуют серьезной доработки, потому что качество предоставляемого обучения оставляет желать много лучшего.

Рособрнадзор очень ценит работу в сфере повышения качества и разработки стандартов высшего экономического и финансового образования, которую проводит УМО Финансового университета. Работы в этой области предстоит еще много. Если есть необходимость введения дополнительных критериев, то было бы хорошо увидеть их.

«Мы находимся в непростой политической и экономической ситуации, – сказал эксперт. – В зависимости от того, кого вы подготовите и обучите – зависит будущее страны». Он пожелал УМО Финансового университета качественной и плодотворной работы.

По его словам, проверка образовательных организаций идет постоянно. Из 508 организаций, уже проверенных к настоящему моменту, у 128 уже отозвали лицензию. Более 50 организациям был запрещен прием обучающихся. Проверки показали, что большая часть образовательных организаций, у которых были отозваны лицензии, допускала огромное количество ошибок – кадры не соответствуют требованию федеральных стандартов. Большая часть этих организаций не привлекала работодателей, отсутствовала научная работа в вузах, были нарушения по выдаче документов, по предоставлению платных образовательных услуг, недостаточно развита инфраструктура и административно-хозяйственное обеспечение учебного процесса и т.д.

357 вузов и их филиалов в 2014 году были исключено из реестра образовательных учреждений. Большая часть из них – негосударственные. В прошлом году не получили государственную аккредитацию более 30 вузов и филиалов. Некоторые отозвали свою лицензию на этапе подаче заявки, поняв, что их уровень недостаточен требованиям Рособрнадзора.

Но работа ведомства носит разнонаправленный характер. Так, некоторое время назад Рособрнадзор начал проводить эксперимент: оценка вузов в процессе сдачи студентами зимней сессии. К настоящему моменту в нем приняли участие 6 вузов – 5 государственных и 1 негосударственный. По условиям данного эксперимента экзамен не мог принимать тот преподаватель, который обучал студентов. Организации обменялись представителями. Перед экзаменом вузы подготовили фонды оценочных средств. После этого материалы были направлены в Рособрнадзор. Оценки совпали в 85% случаев. Участие в эксперименте приняли более 300 студентов. Бисеров предложил Финансовому университету принять участие в данном проекте, который не завершен и к которому можно присоединиться.

* * *

Первый проректор по учебной и методической работе Финансового университета Нелли Розина, выступая на конференции, отметила, что в прогнозе долгосрочного развития страны предусмотрена необходимость построения гибкой и диверсифицированной системы подготовки кадров.

По ее мнению, именно образовательная программа лежит в основе построения нового качества и облика российского высшего образования. В настоящее время сложилась непростая ситуация с нормативным обеспечением в образовании. И первое требование – это повышение качества подготовки преподавателей на основе принятых стандартов профессиональной деятельности, уверена Розина. Но, увы, пока утверждены не все стандарты, да и уже имеющиеся стандарты приходится переписывать на ходу, корректируя их в соответствии с письмами из Минобразования. И пока новые актуализированные стандарты образования не вступили в силу. Возникает вопрос, не стоит ли ввести в практику такой термин, как «высшее профессиональное образование». Но не случайно в новом законе от словосочетания «высшее образование» убрали термин «профессиональное», отметила Нелли Розина.

Рынок труда интересуют требования к уровню подготовки выпускников. Поэтому стандарт образования – не панацея, он задает лишь ядро требования к выпускнику, и дело вуза – приблизить качество знания студента к требованиям работодателя, говорит Нелли Розина.

* * *

Cвое выступление на конференции «Высшее образование по новым стандартам: перезагрузка образовательных программ» директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина России Максим Орешкин начал с того, что отметил, что в экономике образование играет ключевую роль.

Последние полгода в России события в экономической жизни происходят как в калейдоскопе, отметил Орешкин. В 2014 году страна испытала два шока – снижение цен на нефть и геополитические риски, связанные с доступом на рынки капитала и влиянием санкций. Все это существенным образом сказывается на экономике страны. Снижение цен на нефть – фактически двукратное за прошедший год – оказывает серьезное влияние на повседневную жизнь посредством сокращения доходов в различных отраслях экономики.

Сегодня финансовые рынки стабилизировались, считает Орешкин. Однако в конце 2014 года наблюдалась высокая волатильность на валютном рынке. Помочь стабилизироваться рынкам смогли правильные решения на уровне государственного управления – повышение уровня гарантий по депозитам, которые обеспечиваются государством, поддержка банковской системы, планирование бюджета и т.д. Программа валютного рефинансирования также дала свои положительные результаты.

«Сейчас мы находимся в одном из самых сложных периодов развития страны», – подчеркнул представитель Минфина. Эксперты ожидают, что в первом и втором квартале 2015 года будет ощущаться самая плохая динамика, однако во втором полугодии текущего года все почувствуют облегчение, поскольку экономика адаптируется. Уже сегодня есть ряд областей, которые испытывают определенный подъем. Так, доля внутреннего туризма на общем фоне снижения в отрасли выросла. Большую роль в этом играет положительный пример Сочи, гостиницы которого загружены теперь в любой сезон, а спортивные объекты постоянно эксплуатируются. Сочи – это один из редких и положительных примеров олимпийских городов, которому удалось сохранить свою значимость и важную роль для мировой спортивной индустрии и после Олимпиады.

Но в целом ситуация в экономике остается сложной, говорит Максим Орешкин. Так, инфляция растет на 6,7% по отношению к прошлому году. Главная задача правительства – не допустить разовый и резкий всплеск цен и последующей инфляционной спирали. Необходимо поддерживать экспортные отрасли экономики и стимулировать импортозамещение.

Ключевую антиинфляционную роль играет бюджетная политика. Еще недавно стояла непростая задача оставить, сбалансировать главный документ страны, но обеспечить темпы роста страны в среднесрочной перспективе. Одной из приоритетных областей поддержки в бюджете России, между прочим, является образование, сокращения здесь минимальные, уверил эксперт.

В результате предпринятых мер, в том числе и непопулярных – сокращения рабочих мест в госсекторе, – удалось добиться большей эффективности существующих проектов и работы целых отраслей.

«Но нужно понять, как двигаться дальше, находясь в условиях глобальных вызовов. На фоне того, что мировая экономика не растет так быстро, как в 2000-е годы, сегодня нужно адаптироваться к новым реалиям. Рынок сырья будет находиться под серьезным давлением и дальше. Нужно ориентироваться на структурное изменение сырьевого рынка и вызовы, связанные с этим. Есть и внутренние вызовы в нашей стране, которые потребуют внимания. В частности – демографическая ситуация. Трудоспособное население в России снижается на 1 млн. человек в год. Даже в условиях кризиса безработица не будет большой, поскольку у нас недостаточно рабочих рук», – сказал представитель Минфина. По его словам, проанализировав предыдущие кризисы (2008–2009 года и другие), сегодня эксперты стремятся применять лучшие практики из прошлого опыта. Так, в прошлый раз была достигнута стабильность банковской системы. Однако были и недостатки, к примеру, рост зарплат выше реальной производительности в стране.

«Сегодня слышится мнение, что необходимо стимулировать внутренний спрос со стороны государства. Специалисты видят, что большого неиспользованного ресурса трудового на рынке нет. Следовательно, чем больше государство будет тратить, тем больше оно будет играть роль по перераспределению экономики», – заявил Максим Орешкин.

Эксперт привел негативный пример неэффективности – экономика Бразилии, где выросли резко госдолг, расходы, при этом экономический рост замедлился. Распределение ресурсов в экономике стало менее эффективным. Если посмотреть на внутреннюю структуру в Бразилии, то 4 из 5 реалов в этой экономике идет как раз на внутреннее потребление. Но есть и примеры эффективного распределения экономических ресурсов – Китай, Сингапур. Там пошли другим путем и не стали стимулировать внутреннее потребление, сосредоточившись на накоплении и использовании внутренних ресурсов.

Важно вовлечение людей предпенсионного возраста в трудовой процесс, подчеркнул эксперт. Возможно, следует рассмотреть привлечение на рынок труда высококвалифицированных мигрантов. Эксперт уверен, что рано или поздно и увеличение пенсионного возраста и отмена досрочных пенсий встанет на повестке дня в нашей стране.

Важно повышение эффективности деятельности крупных государственных компаний. В ответ на вопрос о влияния МФВ на Центробанк России эксперт напомнил, что наша страна уже давно не кредитуется в международных структурах. Зависимости здесь никакой нет, все решения, которые принимаются – являются независимыми. «Не нужно демонизировать ставку Центрального банка, – полагает Максим Орешкин. – Все говорят о том, что нужны длинные деньги в экономике. Однако в наших условиях средства можно получить за счет привлечения сбережений населения. Главная задача – добиться снижения инфляции. Центральный банк – это не ведомство, которое формирует сбережения, но оно регулирует возможности для их привлечения. Те решения, которые принимаются в бюджетной политике – это меры, направленные на замедление темпов инфляции, в том числе для того, чтобы население было готовить нести больше сбережений в банки и хранить их там».

* * *

Американский экономист и эконометрист Ларс Питер Хансен, член Национальной академии наук США, выступая с лекцией в ходе международной научно-методической конференции «Высшее образование по новым стандартам: перезагрузка образовательных программ», отметил, что он – «поздно расцветший» ученый, и что в молодости не был амбициозен в продвижении своих научных идей. Но он учился и потом работал в том же университете, где работал его отец, и поэтому к его идеям университет отнесся благосклонно, что и дало толчок к развитию его теории неопределенности. Для сферы исследований Хансена важнее всего анализ тех аспектов, которые больше всего на себе чувствуют неопределенность. Хансен занимался математикой и статистикой и считает, что математика и экономика не могут рассматривать по отдельности одно от другого.

Хансен заявил, что ему нравятся те модели экономического развития, в которых значительную часть отводят финансовым рынкам. Неопределенность – важнейшая составная часть этих моделей, часть экономики. Неопределенность – это дисциплина, которая призвана измерять и использовать упрощения. Хансен убежден, что неопределенность важна, она не должна толкать экономистов отказываться от, на первый взгляд, несовершенных моделей.

Первоначально теория вероятности занималась азартными играми, напомнил Хансен, но экономисты постепенно адаптировали ее к социальной среде и экономике. Закон больших чисел помог нам понять, как смотреть на данные, уверен он. Закон Башлея помог адаптировать теорию вероятности к социальным наукам и экономике, добавил Хансен. Он рассказал о том, каким видит применение своей теории неопределенности в области экономики.

Стандарт профессии как живой организм

Второй день конференции был посвящен научной дискуссии по приоритетным направлениям и актуальным вопросам финансового образования в России. Так, специалисты обсудили проблемы актуализации действующих стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов.

Нелли Розина (Финансовый университет) отметила, выступая на круглом столе «Проблемы актуализации действующих стандартов высшего образования с учетом принимаемых профстандартов», что проблема подготовки специалистов финансового сектора заключается даже не в том, что в некоторых государственных структурах большая текучка кадров. По мнению Розиной, выпускники экономических институтов не задерживаются в государственной системе даже из-за низкого уровня оплаты труда. Проблема в том, что люди не очень умеют вливаться в коллектив и принимать правила работы этого коллектива. Как пример она привела опыт подготовки кадров для работы в Пенсионном фонде России.

Сейчас в профессиональном сообществе активно обсуждается стандарт работы бухгалтера и стандарт работы аудитора, отметила Розина. При этом специалисты финансового рынка так и не сошлись в вопросе о том, нужно ли принимать и утверждать, например, очень прогрессивный стандарт работы бухгалтера (так называемый уровень 3+), ибо, как правило, бухгалтерами работают женщины со средним образованием. Но эта работа такова, что бухгалтерам приходится учиться нововведениям непрерывно, а иначе в этой профессии не выжить. «И пока мы с вами будем «довносить» изменения в стандарт бухгалтера до уровня 3+ от уровня «просто 3», бухгалтерия уйдет вперед семимильными шагами», – заявила Нелли Розина.

Проректор по стратегическому развитию Финансового университета Роман Булыга заявил, что ключевая проблема образования – это адаптация технического стандарта профессии к реальной действительности. Выпускник хорошей магистратуры сегодня – это специалист, который нормально изучил текущую обстановку в своей профессии, но при этом он также понимает, куда движется эта профессия. «Фактически, выпускник магистратуры должен забегать за рамки того, что происходит в профессии сейчас. Поэтому профессиональные стандарты не должны быть профстандартами для ремесленника, они должны быть стандартами для думающего человека. В те 19 стандартов, которые уже приняты, нужно включить перспективу видения тех горизонтов, куда же в будущем будет развиваться та или иная финансовая профессия», – уверен Роман Булыга.

Заведующий кафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» РАНХиГС Константин Корищенко заявил, выступая на обсуждении другой дискуссионной площадки, что в России профессиональные стандарты исторически порождались государством и поэтому не очень связаны с реальной жизнью. В пример он привел аттестаты для работы на фондовом рынке, которые выдавала Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), а институт этих сертификатов сейчас переживает серьезный кризис, отметил Корищенко. В англосаксонской части мира стандарты финансовых профессий формировались по цеховому принципу, напомнил он. То есть вырабатывались эти стандарты сообществом профессионалов, и в этих стандартах всегда присутствовал код этики. Поэтому, по мнению Корищенко, все же стандарт финансовой профессии и в России должен вырабатывать не вуз, а работодатель и профессиональное сообщество.

Корищенко рассказал, как выстроена система найма сотрудников в дочерние структуры крупных международных банков – если студент уже закончил вуз, и при этом на последнем и предпоследнем курсе на него не было спроса со стороны работодателя, то шансы попасть в достойное место у такого выпускника равны нулю. Работодатели и вузы нарабатывают связи годами, и хорошие студенты разбираются на последнем и предпоследнем курсах, уверен Корищенко.

Президент Ассоциации консультирования по подбору персонала Дмитрий Злобин тоже согласился с тем, что уровнем качества подготовки студента в ВУЗе является спрос на него работодателей. Он считает, что сегодня в России нет системы, по которой высшие учебные заведения отслеживали бы карьеру своих выпускников не в течение двух-трех лет, а на протяжении 10–15 лет. Кроме базового высшего образования специалисту нужно каждый год проходить повышение квалификации, уверен Злобин. Кроме того, нужно строить общедоступные рейтинги вузов, из которых будет понятно, как выпускники этих учебных заведений трудоустраиваются в дальнейшем. Рейтинг должен быть публичным и общедоступным, считает Злобин.

Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Диана Маштакеева заявила, что все разрабатываемые стандарты финансовых профессий обязаны пройти утверждение на уровне Министерства труда. В данный момент 19 уже разработанных стандартов финансового рынка прошли обсуждение и находятся на регистрации в Министерстве юстиции.

Лишь 30% выпускников идут работать по специальности, отмечают эксперты. Вузы много времени уделяют тому, чтобы учить своих студентов какой-то профессии, а в итоге то, чему институты учили студентов, людям в дальнейшей жизни и не пригождается. Работодатели считают, что им важны не знания, им важно то, как человек думает, и как он умеет креативно подходить к своей работе.

Из зала отметили, что конфликт между навыками и теорией в образовании был всегда – есть и будет. По мнению одного из преподавателей, «саморегулируемые организации – хороши, если знать, куда идти, но, как правило, все мы не в курсе, куда идем», так как реальность вокруг нас меняется очень быстро. Поэтому всех преподавателей всех вузов надо учить математике, так как именно эта наука систематизирует ум и помогает выстроить у педагога системный подход к любой проблеме. На это Диана Маштакеева отметила, что для того, чтобы найти точки соприкосновения науки и работодателей, все сегодня и собрались в Финансовом университете для дискуссии.

Маштакеева напомнила, что сейчас нет единого государственного подхода к оценке образовательных программ и учебных заведений, но скоро будет открыт набор экспертов для проведения общественно-профессиональной аккредитации – первый шаг к созданию системы подобной оценки. Обучать экспертов этого профиля планируется осенью 2015 года. Затем система аккредитации в полном масштабе вступит в силу в 2016 году.

Константин Корищенко заявил, что в итоге система оценки квалификации специалистов будет отделена от самого процесса обучения этих специалистов. То есть вузы, которые готовят кадры для экономики, не будут заниматься приемом экзамена на получение сертификата специалиста. Оценка соответствия специалистов на «профпригодность» будет проводиться не теми людьми, которые этих студентов обучают. Опыт западных сертификаций говорит, что рейтинговать стоимость экспертов должны отдельные от вузов структуры, специально созданные центры сертификации, а не высшие учебные заведения.

Москва.