Миноритарные акционеры банков, участвующих в программе господдержки на 1 трлн. рублей, не будут иметь право голоса. Они не смогут воспользоваться своим приоритетным правом на выкуп дополнительной эмиссии акций, выпущенных в ее рамках, или заблокировать соответствующее решение топ-менеджмента банков. Соответствующую поправку в закон «Об акционерных обществах» в пятницу приняла Госдума в первом чтении. Принятые поправки исключают возможность блокирования допэмиссии акций банков со стороны иностранных миноритарных акционеров в ходе докапитализации. Заблокировав докапитализацию, можно искусственно спровоцировать снижение обязательных нормативов банка, что даст возможность зарубежным кредиторам потребовать досрочного возврата кредитов. Принятием поправки устанавливается преимущественное право АСВ приобретать привилегированные акции банков.

Закрытые внешние рынки, отток средств клиентов и спрос на кредиты, в том числе для рефинансирования долга, существенно увеличили зависимость банковского сектора от государства. Основным источником фондирования банков в 2014 году стал ЦБ, увеличивший объем кредитов банкам с 4,8 трлн до 9,8 трлн руб.

На данный момент правительство РФ отобрало 27 банков, которые могут участвовать в программе получения средств ОФЗ через Агентство страхования вкладов (АСВ). На эту программу выделен 1 триллион рублей. Решения о заключении договоров между банками и АСВ должны быть приняты до 1 октября.

Кабмин может расширить число банков, которым будет оказана господдержка. С таким заявлением выступил глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев. Минфин РФ рассматривает возможность докапитализации через ОФЗ еще около 15 российских банков, попавших под санкции, сообщил журналистам замглавы Минфина Алексей Моисеев. Минфин считает возможным включить в программу докапитализации банковского сектора региональные банки — но только после завершения первого этапа программы, то есть после 1 октября 2015 года.

На прошлой неделе правительство РФ поддержало проект распоряжения по вопросу об увеличении уставного капитала Россельхозбанка.

Альфа-Банк не понимает, как можно выполнить одновременно два требования к банкам, получающим госпомощь: наращивать кредитование и заморозить зарплаты сотрудникам. Альфа-Банк предлагает чиновникам снять запрет на увеличение фонда оплаты труда.

Банк "Российский кредит" получил предписание ЦБ РФ, обязывающее докапитализировать банк на 970 млн рублей.

Участникам экспертного пула Bankir.Ru было предложено ответить на вопрос: "Как вы оцениваете государственный подход к процессу докапитализации банков, не создает ли это дополнительных рисков в плане зависимости банковской системы от государства?"

Комментирует Дмитрий Соломников, директор по развитию компании "1Капиталь":

- Схема докапитализации банковской системы сейчас похожа на схему 2008 года. Правительство не выдает живые деньги, а действует через ОФЗ. По сути поддержка направлена на самых крупных игроков рынка, близких к государству. Мы не видим объективных рисков для банковской системы.

Комментирует Илья Балакирев, главный аналитик UFS IC:

- На мой взгляд, риск здесь лежит скорее в плоскости возможной национализации и ущерба интересам миноритариев. Довольно странно выглядит лишение последних права преимущественного выкупа – это позволяет определенные злоупотребления на этапе докапитализации. С другой стороны, то что ЦБ блокирует возможность миноритариев повлиять на процесс докапитализации – выглядит в целом логичным решением, поскольку позволит ускорить работу механизма.
Что касается «зависимости» банковской системы от государства – то тут никакого риска нет, поскольку нет неопределенности – это фактически единственный вариант поддержания банковской системы в жизнеспособном состоянии при текущих правилах игры. Либо государство вручную спасает банки, либо всю систему ждет коллапс.

Комментирует Андрей Коптелов, директор департамента оптимизации бизнес-процессов Университета "Синергия":

- Совершенно верно - докапитализация банков государством с одной стороны, переносит все риски банковской системы на государство, с другой, ставит банковскую систему в полную зависимость от него.
Однако, правительство вынуждено идти на данную меру, поскольку финансовая сфера, на настоящий момент времени, находится в глубочайшем кризисе, и самостоятельно, без существенных потерь выйти из него не сможет.
Ведь большинство крупных компаний, потеряв доступ к дешевому зарубежному финансированию, вынуждены занимать в России, по высоким ставкам, что делает их экономическую модель убыточной.
Уже сейчас многие компании находятся в стадии дефолта, пролонгируя свои кредиты или занимая по высоким ставкам, что аккумулирует на балансах банков "плохие долги", отдать которые в существующей экономической ситуации компании просто не смогут.
Банкротство убыточных компаний и зачистка банковской системы, приведет к повышению недоверия ко всем финансовым организациям и к оттоку вкладчиков из большинства банков. Именно поэтому правительство вынуждено докапитализировать как коммерческие, так и государственные банки, чтобы не допустить краха всей системы. Однако уже сейчас необходимо принимать стратегическое решение, которое позволит не переносить "плохие долги" компаний внутрь государства через докапитализацию, а начать оздоровление российской банковский системы и экономики в целом.

Комментирует Эльман Мехтиев, советник президента Ассоциации российских банков:

- Принятая Правительством РФ программа докапитализации банков предполагает несколько критериев, одним из самых важных которых является размер собственных средств банка (не менее 100 млрд. рублей). По итогам применения всех критериев в программе может участвовать только 27 банков (если не считать Сбербанк, который может быть докапитализирован отдельно).
Главнфм риском такого подхода является не усиление зависимости банковской системы от государственных финансов, а усиление доминирования и так уже доминирующих на рынке игроков.

Комментирует Валерий Пивень, начальник отдела информационно-аналитического отдела Лайф Капитал, ФГ Лайф:

- В любом случае, увеличение доли государства в пассивах ведёт к росту зависимости банковской системы. Однако, в настоящее время именно государственное финансирование - единственный источник средств, способный обеспечить устойчивость банковской системы и дать ей возможность поддержать переживающую кризис экономику. Однако, законопроект, ограничивающий права миноритариев при доп.размещении акций, может иметь далеко идущие неблагоприятные последствия. Если применение закона ограничится выпуском привилегированных акций, которые будут оплачены ОФЗ в процессе докапитализации через АСВ, то это можно считать логичным действием. Но расширение его использования фактически подорвёт возможности развития нормального корпоративного управления. В частности, изменение системы преимущественного выкупа позволяет мажоритариям радикально менять структуру акционеров, а затем осуществлять, например, массовую выплату дивидендов в свою пользу.

Комментирует Сергей Козловский, руководитель аналитического отдела Grand Capital:

- С одной стороны, докапитализация банков со стороны государства создает дополнительные риски для банковского сектора, проблемы в данном случае очевидны: выделение средств должно происходить из определенных фондов, объемы которых в последние 4 месяца только сокращались. Такая докапитализация может привести к истощению запасов государства, а это создает риск для всей банковской системы, а не только для 27 банков, которые могут претендовать на докапитализацию. С другой стороны, банки сейчас не могут использовать привычные механизмы по привлечению ликвидности, поскольку доступ к западным «дешевым» деньгам пока закрыт в условиях санкционной политики. Как итог - сейчас банковский сектор может расчитывать только на господдержку, пока иные механизмы не найдены.

Комментирует Рамин Алиев, генеральный директор консалтинговой компании bSimple:

- Со стороны государства справедливо было бы в равной доле разделить выделяемые средства между всеми банками, соответствующими критериям АСВ, и региональными банками, которые не менее нуждаются в докапитализации. Необходимо расширить число участников программы капитализации банков, чтобы у клиентов банков была возможность выбора кредитной организации. Со стороны государства оптимально было бы поддержать региональную банковскую систему, поскольку именно она будет кредитовать малый и средний бизнес в регионах. В целом докапитализация поможет стабилизировать динамику активов и кредитов, тем самым сохранив финансовую устойчивость банков. Однако несмотря на это она вряд ли снизит риск кризиса просроченной задолженности, поэтому докапитализацию банков было бы целесообразно проводить параллельно с программой управления просроченной задолженностью. Что же касается клиентов кредитных учреждений, то участие государства в банковском капитале напротив, создаст благоприятное отношение, поскольку данный факт является для многих признаком надежности. С точки зрения кредитных организаций, то в этом случае есть определенный риск, поскольку возникает возможность недобросовестной конкуренции. Помимо прочего, государство является не самым эффективным собственником, поэтому существует риск снижения гибкости и оперативности управления банками, однако в сложившейся ситуации это не так критично.