В начале декабря прошел традиционный форум «Информационные технологии в финансовом секторе», проведенный компанией AHConferences в 17-й раз.

Андрей Росляков, руководитель проектов управления развитием систем поддержки корпоративного блока, Альфа Банк, рассказал о применении CRM-системы. Цель внедрения этой системы определялась так: повышение эффективности работы менеджеров корпоративного блока банка благодаря обеспечению актуальной, в режиме on-line, информацией о клиентах, их сделках, статусах переговоров и т.д. Вся эта информация предоставляется через единую систему из единой клиентской базы данных. Для работы с информацией о клиентах используются такие инструменты, как сегментирование, прескоринг, long-lists и т.д.

Все это вполне типично при внедрениях CRM-систем в корпоративных блоках банков. А вот сами внедрения и применения CRM-систем в разных банках существенно различаются в зависимости от бизнес-задач, для решения которых используется CRM-система, глубины проработки методических и технологических аспектов и полноты использования технологических возможностей CRM-системы и связанного с ней ПО. Судя по выступлению представителя Альфа-банка Андрея Рослякова, Альфа-банк проработал методические и технологические аспекты основательнее, чем обычно это делается. И, очевидно, это дало возможность повысить эффективность бизнеса корпоративного блока этого банка.

Сегментирование клиентов, различающихся по уровням оборотов, видам деятельности, позволяет применять различные модели продаж в зависимости от характеристик клиентов. Как углубление сегментирования можно рассматривать кластеризацию, многофакторный анализ клиентов уже не только для продаж, но и для выбора оптимальной стратегии работы с ними. Кластер клиента характеризует то, какую стратегию продаж наиболее эффективно применять для него, какие продукты предлагать, насколько гибко следует подходить к условиям сделок с данным клиентом. Для реализации продвинутой кластеризации используются методы Data Mining и при достаточно больших объемах данных нужно нестандартное оборудование. В Альфа-банке для продвинутой аналитической обработки данных, включая многофакторный анализ и кластеризацию, используется программно-аппаратный комплекс Oracle Big Data Appliance, в котором используются Hadoop и другие технологии Big Data.

Для анализа различного рода, включая аналитический CRM (ACRM), в Альфа-банке используются продукты нескольких компаний, и соответствующий функционал используют на своих рабочих местах аналитики и маркетологи. Операционный CRM, в базах которого фиксируется история взаимоотношений с клиентом, используют клиентские менеджеры и линейные руководители.

Тему CRM продолжил Алексей Бахаев, директор по розничным продуктам Связьбанка, рассказавший о применении CRM-системы в своем банке.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Тема облаков не раз поднималась на форуме. Илья Фатхутдинов, представитель IBM по продвижению облачных и интеграционных сервисов, рассказал о предложении IBM для финансовых учреждений в этой области — IBM Cloud и моделях его использования в России и мире. В качестве примера он привел развертывание и использование ИТ-инфраструктуры розничного блока БФА банка. По его утверждению, такой вариант стоил банку на 30% меньше, чем создание собственной ИТ-инфраструктуры.

Олег Зимин, ведущий эксперт по решениям для финансовых институтов компании Anaplan, рассказал об облачной платформе Anaplan типа SaaS для финансового и операционного планирования и моделирования бизнес-процессов. Технологически это продвинутая платформа, использующая обработку данных в оперативной памяти, ИТ-специалисты при работе с ней нужны значительно меньше, чем с другими аналогичными системами. На базе этой платформы создано комплексное решение эффективностью бизнеса (финансовое и операционное планирование) в группе «Лайф».

Перспективы развития систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) компании BSS представил ее эксперт Илья Никушин. Все системы ДБО этой компании будут использовать технологическую платформу Correqts, на основе которой строятся различные банковские сервисы. Платформа построена по модульной архитектуре и может быть расширена модулями с индивидуальным функционалом, которые могут разрабатывать и банки, в партнерстве с BSS или сторонними разработчиками. Утверждается, что обеспечивается преемственность индивидуального функционала в новых версиях платформы. В платформе Correqts обеспечивается мультидоступ, то есть на рабочих местах могут использоваться компьютеры и устройства с операционными системами Windows, Mac OS, Linux, Android, iOS и т.д. Соответствующие интерфейсы разработаны в сотрудничестве с компанией UsabilityLab.

На базе Correqts уже реализовано ДБО для юридических лиц (РКО по рублевым и валютным операциям, валютный контроль, зарплатный проект, аккредитивы, кредиты, интерфейсы с СМЭВ и т.д.), готовится система ДБО для физических лиц с широким функционалом. Отвечая на вопрос Bankir.Ru, Илья Никушин сообщил, что представление этой системы состоится, возможно, в феврале 2015 года на одной из конференций. А в 2016 году или позже будут выпущены система ДБО для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса и РЦК (корпоративное казначейство).

Данные о деньгах и связанных с ними инструментах и операциях — это самый ценный актив банков, и обеспечение надежного и защищенного хранения этого актива — это важнейшая задача его ИТ-подразделения и службы безопасности. Илья Катков, начальник управления поддержки ИТ-инфраструктуры и системного ПО банка «Ренессанс Кредит», рассказал о процессе смены системы хранения данных (СХД) в своем банке. Этот проект был реализован для ускорения работы АБС и аналитических систем, увеличения объема внешней памяти, создания среды ПреПрод, идентичной среде промышленной эксплуатации, для проведения нагрузочного тестирования и для сокращения стоимости владения СХД.

Сразу же было принято решение использовать флэш-массивы и после анализа этого рынка в октябре 2013 года было проведено тестирование систем ряда поставщиков, включая гибридные (флэш + традиционные диски) системы. А также прошли встречи со специалистами двух финансовых учреждений, использующих флэш-СХД. Затем в июне 2014 года был проведен тендер, победителями которого стали компании Violin и IBM, причем благодаря значительным скидкам было приобретено не три флэш-массива (120 терабайт), а пять (200 терабайт).

Результаты использования новой СХД: время выполнения процедур закрытия дня и месяца в АБС уменьшилось в 2–3 раза; время получения отчетности в аналитических системах уменьшилось в 2–3 раза; и т.д.

Во время большинства выступлений и обсуждений явственно прозвучала тема быстрого достижения результатов и отдачи от ИТ-проектов. Эта тема в этом году, и особенно после летнего перерыва, на подобных форумах и конференциях становится все более важной. Попытка же поговорить об ИТ-стратегии на круглом столе не очень получилась, слишком велика неопределенность для бизнеса и, следовательно, для ИТ-подразделений. Отсюда и фокус на конкретных краткосрочных проектах.

Москва.