23 сентября 2014 года в Центрах развития бизнеса Сбербанка по всей России прошел очередной видеосеминар. Тема звучала так: «Оценка регулирующего воздействия – возможности для бизнеса, правила для власти»

Во многих регионах России предприниматели и представители региональных властей собрались вместе для разговора о законотворчестве, о пользе и вреде оного для ведения реального бизнеса.

Директор департамента оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития России Вадим Живулин определил технологию оценки регулирующего воздействия как «возможность для предпринимателей свободно обращаться к органам власти, высказывать свои замечания по поводу выдвигаемых инициатив, особенно в части, касающейся бизнеса. А так же, как возможность для властей учесть все высказанные замечания».

 Необходимость этой процедуры была осознана несколько лет назад, когда было принято, по словам Живулина, некое абсурдное решение, послужившее катализатором инициативы. С тех пор несколько российских регионов уже работают в этом направлении.

Заведующий сектором оценки регулирующего воздействия и подготовки кадров для экономики управления по вопросам административной реформы министерства экономики Татарстана Наил Мадиев в интервью Bankir.Ru рассказывает: «Система оценки регулирующего воздействия работает в Татарстане на республиканском уровне с 2013 года. На муниципальном уровне она должна заработать с 1 января 2015 года в Казани, и с 1 января 2016 года – в других муниципальных образованиях. Через нас уже прошли более 25 нормативных актов, во многие внесены изменения, учитывающие интересы предпринимателей».

Масштабность процедуры по России обозначил статс-секретарь – заместитель министра экономического развития России Олег Фомичев. «22 тыс. замечаний и предложений поступило от бизнеса с момента запуска программы. 2,7 тыс. актов уже прошло через оценку регулирующего воздействия, и это показатель неэффективного правотворчества только на федеральном уровне. Одна треть из них по состоянию на сегодня получила отрицательную оценку регулирующего воздействия. Когда мы только начинали программу, в 2010–2011 годах отрицательных оценок было от половины до 60%. С тех пор качество регулирования несколько выровнялось. Но до сих пор меньше 30% не получается».

Председатель координационного совета при уполномоченном при президенте России по защите прав предпринимателей, заместитель председателя центральной ревизионной комиссии Общероссийского народного фронта Виктор Климов обозначил основные проблемы, стоящие на пути внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия в регионах. «Региональные власти часто не очень заинтересованы в подобных инициативах. Скорее всего, будут попытки формального отношения к вопросу. Однако существует указ президента России, соответствующая нормативная база. В конце концов, со стороны органов власти процесс будет обеспечен. Вторая проблема гораздо серьезнее. Недостаточно экспертов, понимающих региональный бизнес, отсутствуют ресурсы для привлечения этих экспертов извне. Но без решения этой проблемы силами самих бизнес-сообществ ничего не получится. Оценка регулирующего воздействия – один из ключевых инструментов, с помощью которого бизнес-сообщества могут участвовать в формировании правил игры на рынке и эффективно влиять на то пространство, в котором предстоит работать. «Ответную часть» нельзя никаким образом стимулировать со стороны органов власти. Бизнес должен сам участвовать в формировании своей судьбы. Формы этого участия могут быть самыми различными. Это может быть одно из бизнес-объединений, эту задачу может взять на себя уполномоченный по защите прав предпринимателей».

Вадим Живулин дополнил список еще одной проблемой, мешающей нормальной работе новой системы, – «отсутствие информационного взаимодействия». Проще говоря, бизнес не реагирует на ту информацию, что региональные власти публикуют на своих порталах, вообще не знают о процедуре оценки регулирующего воздействия или не знают, как ею пользоваться, не знают своих прав и возможностей. Чтобы преодолеть этот пробел, департамент оценки регулирующего воздействия министерства экономического развития России совместно со Сбербанком в рамках проекта «Деловая среда» запускает новый проект по созданию информационной площадки, обеспечению комфортной среды для взаимодействия предпринимателей и органов власти.

«Главное, чтобы в регионах появились эксперты, люди, для которых улучшение бизнес-климата было бы не лозунгом, а жизненной позицией», – настаивал Вадим Живулин. Он призвал региональные СМИ участвовать в донесении информации о процедуре оценки регулирующего воздействия до бизнесменов, контролировать через общение с предпринимателями процесс работы региональных властей с бизнес-сообществом. «Можно сколько угодно относиться скептически, но если не начать что-то делать – ничего не изменится. Сегодня из уст бизнесменов можно услышать вопрос: какой у нас в этом интерес? Ответ: все, что будет принято на законодательном уровне, вы будете обязаны выполнять, вне зависимости от затрат, которые это от вас потребует», – конкретизировал Живулин. – Сегодня уже идет речь о внедрении оценки регулирующего воздействия в деятельность Государственной Думы. Скоро самые значимые или одиозные законопроекты будут подвергаться такому фильтру».

В подтверждение «отсутствия информационного взаимодействия» количество предпринимателей, посетивших прошедший семинар в каждом отдельном Центре развития бизнеса, можно было сосчитать на пальцах одной руки. Во всяком случае, так было в Казани. О других регионах можно было судить по авторству вопросов, задаваемых спикерам семинара. Это были в основном представители региональных властей. Удастся ли Сбербанку оживить этот информационный вакуум? Время покажет.

Казань.