За 12 лет существования рынка POS-кредитования в России средняя сумма покупки в кредит увеличилась вдвое, а семейный доход заемщиков - почти в три раза. К таким выводам пришли аналитики Банка "Хоум Кредит". Если в 2002 году, на заре формирования POS-сегмента, средняя сумма кредита на покупку товара составляла 10 978 рублей, то в этом году она составляет 23 654 рубля. Что касается благосостояния заемщиков, в 2002 году в банк приходили клиенты со средним семейным доходом в 12 932 рубля, теперь же эта сумма увеличилась до 36 467 рублей. При этом авторы исследования также обращают внимание на смещение потребительского спроса в сторону товаров длительного пользования.

Как посчитали в банке, больше всего средняя сумма чека увеличилась в сегменте "туризм" в 6,7 раза. Средняя сумма чека в этом году составляет 56 395 рублей. По словам директора департамента потребительского кредитования Банка "Хоум Кредит" Александра Антоненко, структура спроса на путевки менялась по мере развития сегмента. Соотечественники, которым надоели Турция и Египет, в поисках новых впечатлений отправляются в более далекие страны и выбирают отели более высокого класса. Соответственно, и стоимость таких путешествий растет. "Свою лепту в рост средней суммы кредита внесло и увеличение стоимости путевок в связи с ростом курса валюты", - добавил банкир.

Как рассказали "РГБ" в сети турагентств "Горячие туры", кредиты оформляются как на дорогие, так и на дешевые туры. Представители сети отмечают, что в период с января по июль средняя стоимость ценника колеблется в пределах 70-80 тысяч рублей за тур. При этом стоимость тура на двоих может быть как менее 30 тыс., так и достигать 100 тысяч рублей. "Туры в кредит наиболее востребованы в регионах. Самым продаваемым направлением летнего сезона остается Турция, за ней следуют Греция, Египет, Испания, Кипр. Аналогичная картина была и в прошлом году. Пока большинство туристов предпочитают по старинке копить на отдых заблаговременно, но некоторые уже всерьез задумываются о возможности оформить кредит на покупку тура", - рассказали в "Горячих турах".

Средняя сумма кредита в сегменте "одежда" увеличилась в 4,7 раза - в 2014 году она составляет 42 404 рубля. В 3,2 раза увеличилась сумма кредита в сегменте "мебель". Слабее всего за 12 лет сумма кредита на покупку выросла в сегментах "Связь" - на 40%. По словам Александра Антоненко, средний чек в этом сегменте растет стабильными небольшими темпами преимущественно за счет появления новых, более продвинутых гаджетов и перехода клиентов от обычных телефонов к смартфонам. "Однако у потребителей существует некоторый психологический барьер по цене - мало кто готов платить даже за самый продвинутый смартфон более 1000 долларов. В связи с этим рост среднего чека в сегменте несколько ограничен", - добавил эксперт.

В компании "М. Видео" "РГБ" рассказали, что по итогам первого полугодия этого года самыми популярными покупками, которые делали в кредит покупатели сети магазинов, стали аудиовидеотехника (32,65%), компьютеры (21,5%) и телеком (12,9%). При этом, как добавили в компании, судить о ситуации на рынке кредитования до старта высокого сезона преждевременно, потому что на первое полугодие традиционно приходится затишье в кредитных продажах.

Сумма кредита на покупку ювелирных изделий увеличилась на 60%, а в сегменте "стройматериалы" - на 101%, отмечают в Банке "Хоум Кредит". По словам Александра Антоненко, когда потребительское кредитование только появилось, россияне массово покупали товары, которые могли сделать их быт лучше - холодильники, микроволновки, посудомоечные и стиральные машины. Позднее спрос сместился на мобильную технику. "Теперь, когда ключевые предметы бытовой техники и смартфоны есть практически у каждого, мы видим тенденцию к увеличению спроса на покупку товаров длительного использования - на мебель, строительные материалы, туризм, одежду", - сказал эксперт.

Эту тенденцию подтверждают и банки, работающие на рынке POS-кредитования. "Здесь происходит смещение от сегмента бытовой техники к другим направлениям, таким как мебель, меховые изделия, туризм и т. д. Они являются более качественными с точки зрения управления кредитными рисками", - рассказал вице-президент, руководитель дирекции потребительского кредитования "Кредит Европа Банка" Ильсур Гибадуллин.

Согласно проведенному в конце июля опросу Фонда "Общественное мнение", 19% потребителей считают, что сейчас благоприятное время для покупок в кредит. В июне таких было 17%, а в июле прошлого года 22%. При этом 58% респондентов признались, что в последнее время их доходы не увеличивались, а цены росли, еще 27% отметили, что доходы росли медленнее цен.

Ряд экспертов считает, что POS-кредиты постепенно уйдут в прошлое. Из-за высоких рисков мошенничества ставки по ним всегда будут выше, чем, например, по кредитам наличными или кредитным картам. Поэтому если собственных средств на покупку товара или услуги не хватает, не всегда разумно соглашаться на предлагаемый непосредственно в точке продаже кредит. Лучше внимательно изучить все кредитные продукты банков и выбрать тот, что подходит именно вам.

Источник: Российская газета