23 июля 2014 года состоялось официальное открытие бизнес-акселератора QIWI Universe – совместного проекта компании QIWI и Бизнес-инкубатора МГУ, целью которого является поиск, создание и развитие инновационных проектов в сфере информационных технологий. Фактически акселерационная программа стартовала на неделю раньше, 14 июля 2014 года. На церемонии открытия акселератора финалисты представили свои проекты.

«Мы просто подумали, а что будет, если собрать талантливых предпринимателей и экспертов в одном помещении», – рассказал Алексей Баринский, инвестиционный директор группы QIWI. По его словам, отбор проектов проходил не только в Москве, но также в регионах России и даже в странах СНГ. Всего было выбрано 12 проектов, из которых 8 находятся на предпосевной стадии, а оставшиеся 4 являются более «зрелыми».

QIWI Universe получил свыше 500 заявок. В Москве, Минске, Казани и Новосибирске в мае и июне 2014 года прошли региональные хакатоны. Хакатон – мероприятие, на котором различные специалисты – программисты, менеджеры, дизайнеры совместно решают какую-либо проблему или создают новый продукт. На хакатонах QIWI у участников было 24 часа на создание проекта и дополнительное время для презентации идеи или прототипа. Также проводился прямой отбор уже готовых команд, которые имеют прототип.

Выигравшие конкурс проекты на предпосевной стадии получили по $20 тыс. за долю в компании в размере 8%, остальные инвестиции были разделены между четырьмя более зрелыми проектами за долю от 4% до 13%. В рамках программы акселерации команды пройдут бесплатный четырехмесячный курс интенсивного обучения. Преподавателями станут топ-менеджеры и акционеры QIWI и эксперты в области информационных технологий. Обучение завершится днем инвестора, на котором участники программы представят свои проекты российским и иностранным инвесторам. Если новые инвесторы не будут найдены, акселератор продолжит работу с командой, или, возможно, у команды получится выйти на самоокупаемость.

По словам Алексея Жесткова, партнера бизнес-инкубатора МГУ, в проекте QIWI Universe МГУ будет вести работу с командами на ежедневной основе, в то время как компании QIWI будет отведена менторско-экспертная роль. Также компания QIWI является финансовым спонсором проекта. Цель акселератора – построить лучшую в Восточной Европе акселерационную программу.

Алексей Жестков рассказал, что в течение последних полутора лет бизнес-инкубатор МГУ фактически работал по модели бизнес-акселератора. Среди наиболее успешных выпускников бизнес-инкубатора МГУ можно отметить iBinom, Zet Universe, Bombermine и другие компании. В 2013 году Zet Universe стал финалистом американского конкурса стартапов MassChallenge. Bombermine вошел в топ-10 HTML5-игр 2013 года.

Отличием бизнес-инкубатора МГУ и акселератора QIWI Universe является то, что они не работают по конвейерному принципу, то есть не набирают много проектов. «Наша цель – становиться полноценным членом команды, – прокомментировал Алексей Жестков. – Когда в акселераторе 7–8 проектов, это возможно, когда 25 – нет».

Если в 2013 году бизнес-инкубатор МГУ был одним из пионеров, то в последнее время бизнес-акселераторы являются «горячей темой» в России. Хотя реально функционирующих акселераторов в России сейчас не более пяти.

Выбранные QIWI Universe проекты достаточно интересны. Например, проект «Бюджет по СМС» или Easy Wallet позволяет пользователям контролировать баланс на нескольких банковских картах через мобильный телефон, а также выбирать наиболее выгодные финансовые услуги на основе анализа смс-оповещений от кредитных организаций.

Проект Tutt.ru представляет собой онлайн-площадку, позволяющую бронировать проверенное жилье в России и странах СНГ на короткий срок.

Приложение для мобильных устройств «Ваш аудиогид» позволяет совершать прогулки по популярным городам мира «с личным гидом в кармане». Некоторые экскурсии являются бесплатными. Например, на сайте компании предлагаются 11 экскурсий по Москве, из них 3 можно получить бесплатно, для Санкт-Петербурга – 6 экскурсий, из них одна – бесплатная.

С помощью приложения CheckIt пользователь может найти любой товар или услугу поблизости и узнать их цену.

e-Surguch позволяет ставить электронную цифровую подпись на любой документ с помощью мобильного телефона. Данное приложение окажется полезным в сфере кредитования, страхования, образования и т.д.

Проект Artofad предлагает клиентам интерактивную геймифицированную рекламу. Прохожий может подключиться по wi-fi к брендированной под заказчика игре, а в конце игры получить призы, купоны или скидки.

PrimeContext объединяет в себе 9 профессиональных модулей, необходимых маркетологу. Создатели данного проекта в настоящее время также разрабатывают продукт PrimeGate, который позволяет создавать сайты без программиста и верстальщика. Данный сервис будет интегрироваться с сервисом PrimeContext

Суть проекта SmartInterface заключается в создании технологии разработки бесконтактных интегральных интеллектуальных интерфейсов.

Еще один проект – Agora – является готовой платформой для создания В2В и В2С маркетплейсов.

Москва.