«Если мы придерживаемся определения рецессии как отрицательного роста в течение двух кварталов подряд, то сейчас Россия с этой точки зрения испытывает рецессию», - заявил глава миссии Международного валютного фонда в России, советник Европейского управления МВФ Антонио Спилимберго. Согласно оценке МВФ, замедление роста экономики РФ, которое происходит из-за существовавших ранее структурных проблем, усугубляется геополитической неопределенностью, возникшей в результате конфликта на Украине.

МВФ ожидает оттока капитала в этом году на уровне 100 миллиардов долларов, связанного с конвертацией рубля в другие валюты.

«Для выполнения установленного Банком России на 2015 год целевого показателя по инфляции на уровне 4,5% и сдерживания инфляционных ожиданий при переходе к полномасштабной системе таргетирования инфляции ЦБ следует быть готовым в течение следующего года дополнительно повысить процентные ставки», - говорится в докладе МВФ по итогам консультаций с российскими властями. МВФ ожидает, что по итогам года в России инфляция превысит 6%.

«Учитывая важную роль обменного курса в качестве буфера для внешних шоков, Банку России следует возобновить проведение политики, направленной на повышение гибкости обменного курса, как только позволит ситуация», - считает Антонио Спилимберго.

МВФ советует Центробанку постепенно упростить и отменить коридор интервенций, сократить объемы накопленных интервенций, используемых для сдвига границ коридора, а также увеличить масштабы сдвига.

Антонио Спилимберго признал, что банковская система РФ достаточно устойчива и капитализирована. Тем не менее, геополитическая неопределенность в сочетании с замедлением роста могут оказать негативное влияние на прибыль банков и качество их активов. По мнению экспертов МВФ, ЦБ следует и далее отслеживать возможное усугубление системных рисков посредством проведения регулярного стресс-тестирования и усиления надзора, что повысит стабильность системы и будет способствовать необходимой консолидации сектора.

При этом МВФ одобрил предоставление Украине $17 миллиардов в течение двух лет на преодоление последствий затяжного политико-экономического кризиса. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард признала риски, грозящие программе финансирования, в частности, способность правительства провести непопулярные реформы для приведения в порядок государственных финансов."В особенности, дальнейшая эскалация напряженности в отношениях с Россией и беспорядки на востоке страны несут значительный риск экономическому прогнозу", - говорится в заявлении Лагард.

Впоследствии было заявлено о возможном внесении корректив в программу по выделению кредитов Украине, если власти этой страны утратят контроль над восточными областями. "Украина и программа ее властей столкнулась с беспрецедентными рисками. Если центральное правительство де-факто утратит контроль над восточной частью своей страны, программе потребуется пересмотр", - говорится в докладе фонда.

С 1 мая на Украине повысили тарифы на газ для населения, в среднем на 56%. И это лишь первый этап повышения цен. Украинское правительство пообещало МВФ увеличить стоимость газа почти вдвое. Эксперты предупреждают: появились первые признаки того, что граждане не могут и не намерены платить за газ, поскольку семейного бюджета на эти цели не хватает. К тому же наступает летний сезон, и вопрос отопления больше не стоит в повестке дня. Это значит, что дополнительные поступления в бюджет Украины оказались под угрозой, чего также не ожидали или не хотели признавать власти в Киеве. Кредиты МВФ лишаются определенной "страховки", а возвращать кредиты Украине больше нечем. Существовала также надежда на экспорт угля, на что клюнул МВФ, но теперь становится понятно, что и этот вопрос закрыт не в пользу центральной украинской власти. Донбасс вышел из-под контроля, о чем и задумался МВФ.

Комментирует Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе:

- На мой взгляд, решение МВФ выглядит традиционно запоздалым, но вполне обоснованным.
Судя по всему, оно отчасти является следствием недавнего понижения агентством Standard & Poor's долгосрочных суверенных кредитных рейтингов РФ до уровня всего лишь на одну ступень выше спекулятивной категории. Причина - мощный отток капитала 1-м квартале 2014 года. Этот процесс потенциально сокращает возможность привлечения прямых и портфельных инвестиций в экономику РФ. Напомню, что, по данным платежного баланса Российской Федерации, с января по март частным сектором было выведено с нашего рынка порядка $50,6 млрд. Для сравнения: годом ранее отток составлял $27,5 млрд, а за весь 2013-й оказался равен $59,7 млрд.
Также, нельзя забывать о том, что, реагируя на данное решение S&P, Банк России почти сразу же повысил ключевую ставку РЕПО на 0,5 п.п. — до 7,5%. Несомненно, нынешняя жесткая монетарная политика Центробанка окажет дополнительное сильное давление на и без того невысокую деловую активность.
Поскольку предприятия в условиях геополитических рисков не спешат запускать новые производства. инвестиции в основной капитал по итогам 1 квартала 2014 года уже сократились на 4,8% г/г и, учитывая все вышесказанное, я жду продолжения данной негативной динамики и в оставшиеся 2-м,3 и 4 квартале 2014 года. Особенных поводов для оптимизма это не дает. По итогам 2014 года не стоит ждать роста ВВП РФ более чем на 0-0,5% г/г.

Комментирует Александр Михайленко, финансовый аналитик Альпари:

- Механизм кредитования МВФ, который используется для выделения финансовой поддержки Украине, называется SBA, более известный как «стенд-бай». Первый кредитный транш Украина получит в самое ближайшее время, его объем составляет 2.058 млрд. SDR, что равняется $3.19млрд., при этом, согласно договоренности, $2млрд. должно быть направлено на поддержку бюджета.
Средства предоставляются отдельными траншами в течение двух лет, с обязательной оценкой эффективности правительственных мер, направленных на стабилизацию бюджета и платежного баланса. Объем второго и третьего траншей оценивается примерно в $1.416 млрд. Факт их предоставления будет зависеть от результатов и выводов майского и июльского мониторинга МВФ.
В целом, программа является не просто кредитом, а, скорее, пакетом мер, включающим в себя консультации МВФ по стабилизации ситуации в финансовой системе государства и выделение финансовой помощи на льготных условиях, которые были бы недостижимы в текущих условиях политической неопределенности в нашей стране.
Ранее кредитные средства привлекались для долговых выплат, поддержки курса национальной валюты и создания положительного имиджа правительства, которое лишь откладывало непопулярные, но неизбежные, меры экономии. Это, в свою очередь, усугубляло финансовое положение нашей страны. Валютный курс был стабильным, но во многом именно из-за этой архаичной модели поведения НБУ страна потеряла свои золотовалютные резервы, претерпела ряд снижений кредитных рейтингов и де-факто оказалась на грани дефолта.
Необходимо понимать, что благие цели, которые озвучиваются в приложениях к соглашению с Фондом, недостижимы в краткосрочной перспективе и потребуют значительного сокращения бюджетных расходов, и/или увеличения его доходов. Украину ожидает как минимум год двузначной инфляции иснижения среднемесячного дохода домохозяйств. В этой ситуации, наиболее финансово-уязвимыми окажутся люди с наименьшим достатком, денежные поступления и накопления которых номинированы в национальной валюте. Цены на товары и услуги растут, стоимость энергоносителей увеличивается, а среднестатистический уровень доходовможет снижаться вследствие общего сокращения деловой активности и превышения предложения над спросом на рынке труда.
Тем не менее, рекомендации МВФ являются не требованием, а скорее нормой адекватного поведения любого Центробанка и правительства, и в долгосрочной перспективе они действительно могут способствовать «выравниванию» экономических показателей нашей экономики. Вопрос заключается в том, насколько наше общество готово к их введению.
Важно, что программа кредитования может быть пересмотрена в случае дальнейшей дестабилизации ситуации на юго-востоке страны. Если эффект от потери Крыма на экономику Украины уже учтен в программе МВФ, то эскалация конфликта на востоке страны или выход отдельных регионов из состава Украины поставит под угрозу возможность выполнения украинской стороной своих обязательств и в этом случае кредитование на текущих условиях может быть прекращено.