Впрочем, это оптимистичная цифра, подчеркнул директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков: по его словам, кредитование - это лишь инструмент, его динамика зависит не только от банковского рынка и действий регулятора, но и, естественно, от движения самого товара, на который берется кредит. По словам директора агентства "Автостат" Сергея Целикова, за 2013 год рынок легковых автомобилей снизился на 5,5% (исключение составил лишь декабрь, когда продажи выросли на 1%). При этом цены на рынке стабильно растут и уже приближаются к европейскому уровню. "Это связано как с изменением структуры рынка - продажи смещаются в более дорогие сегменты, так и с ростом стоимости самих автомобилей. При этом именно сейчас стоит ждать повышения спроса на автомобили (а значит, и на автокредитование), считает Целиков, и связано это с двумя факторами. Во-первых, авторынок к 2010 году "отыграл" кризисное падение - многие купили тогда новые автомобили. Сегодня же подошел срок их менять (срок владения автомобилем зависит от сегмента, но в среднем составляет 3-4 года), что положительно скажется на спросе. Во-вторых, по мнению эксперта, расстаться с деньгами людей могут подтолкнуть колебания валют.

- На автомобильном рынке сегодня можно наблюдать тенденцию к увеличению спроса на собственные программы финансирования, предлагаемые автопроизводителями, - рассказала руководитель направления по финансовым продуктам Volvo Car Russia Екатерина Градникова. - Наличие специальных кредитных программ может стать ключевым конкурентным преимуществом: при прочих равных характеристиках автомобилей равных брендов покупатель делает выбор в пользу той марки, которая предложит ему наиболее выгодные условия.

Алексей Волков отметил, что 2014 год станет продолжением изменения стратегии банков в области кредитования - будет продолжаться переток активности из необеспеченного кредитования в залоговое, то есть автокредитование и ипотеку. Конечно, пока залоговые кредиты существенно отстают по темпам роста от необеспеченных. Однако с каждым годом в силу политики регулятора, а также корректировки управления рисков со стороны самих банков "дельта" прироста между необеспеченным и обеспеченным кредитованием сокращается. Так, если в 2012 году она составляла 20%, то по итогам прошлого года снизилась до 13%. "Меньшие риски, которые несут в себе автокредиты, будут в дальнейшем способствовать еще большему сокращению этой дельты", - считает Волков. Неплохо выглядят автокредиты и с точки зрения просроченной задолженности - по данным НБКИ, в общей структуре просрочки они занимают сегодня 13,7% (по сравнению с 48,7%, которые приходятся на долю потребительских кредитов). За последний год просрочка по автокредитам даже чуть снизилась - в 2012 году она составляла в общем объеме 15,1%.

Источник: Российская газета