В распоряжении "Ъ" оказалось свежее исследование рынка инкассаторских услуг за три квартала 2013 года, проведенное "Интерфакс-ЦЭА". Последнее подобное исследование проводилось в 2010 году. Новые данные свидетельствуют, что для сохранения прежних позиций на рынке почти всем его участникам пришлось существенно нарастить объемы бизнеса. Сбербанк, чьи показатели в несколько раз превосходили показатели его конкурентов, удерживает лидерство с объемом инкассируемых 3,38 трлн руб. клиентских средств за январь-сентябрь 2013 года (в 2010 году было 3,6 трлн руб.). За ним по-прежнему следуют дочерний Банку России "Росинкас" (2,48 трлн руб., в 2010 году показатель не раскрывался), дочерний Росбанку "Инкахран" (рост в 2,7 раза, до 1,58 трлн руб.) и МКБ (рост в 6,4 раза, до 1,4 трлн руб.). На пятом месте по объемам инкассации оказался Альфа-банк (826,2 млрд руб.), нарастивший объем средств в 4,7 раза и сместивший с этой позиции Связь-банк. Последний сумел увеличить объем инкассации лишь на 10,2 млрд руб., до 188,4 млрд руб., и выбыл из десятки крупнейших игроков.

По мнению авторов исследования, главным трендом 2013 года стала консолидация рынка. "Все больше банков отказываются от собственной службы инкассации в пользу аутсорсинга",— отмечает замгендиректора "Интерфакс-ЦЭА" Алексей Буздалин. По его мнению, для небольших банков это направление нерентабельно, поэтому они вынуждены передавать инкассацию крупным банкам и специализированным перевозчикам. "Инкассаторские услуги для банков непрофильный бизнес, поэтому у большинства нет задачи получить от него большую прибыль",— признает директор по организации кассовой работы и инкассации Промсвязьбанка Сергей Чаленко. Исключение — банки, сделавшие инкассацию стратегическим направлением развития, такие как МКБ, "Возрождение" и "Адмиралтейский", отмечают в "Интерфакс-ЦЭА".

Вместе с тем в борьбе за клиентов с небанковскими инкассаторами банки демпингуют, так как имеют возможность зарабатывать на других услугах, отмечает Алексей Буздалин. Все это приводит к снижению рентабельности инкассации как бизнеса. Действительно, на рынке появляется много игроков, которые используют инкассацию как канал привлечения новых клиентов или как вспомогательный источник информации о финансовом состоянии компаний, с которыми у банков есть, к примеру, кредитные отношения, соглашается глава совета директоров "Инкахрана" Улан Илишкин. "Рентабельность инкассаторского бизнеса напрямую зависит от его масштаба,— добавляет предправления МКБ Владимир Чубарь.— Извлекать из него прибыль при наличии скромного автопарка (менее 50 машин) крайне сложно".

Изменилось и поведение клиентов инкассаторов. Ритейлеры — основная целевая аудитория лидеров рынка — предпочитают пользоваться инкассаторскими услугами нескольких перевозчиков, считают аналитики "Интерфакс-ЦЭА". По мнению ритейлеров, сотрудничество с несколькими инкассаторами оправданно экономически. В "Евросети" работают с разными перевозчиками для формирования конкурентной среды, отмечает финансовый директор компании Дмитрий Мильштейн. Банкиры связывают увеличение числа инкассаторов у ритейлеров с появлением у них новых банков-кредиторов, которые требуют контроля за выручкой, что происходит в том числе в ходе инкассации.

В "Интерфакс-ЦЭА" прогнозируют дальнейший рост спроса на инкассаторские услуги. Причины — в ежегодном росте объемов наличной денежной массы (до 11% в год в ближайшие три-пять лет), оптимизации сети региональных расчетно-кассовых центров ЦБ, а также в усилении борьбы с теневыми доходами. А вот ожидать снижения спроса на инкассацию из-за растущего безналичного оборота не стоит, считают банкиры. "Большинство держателей карт все еще снимают зарплату в день получения",— напоминает Владимир Чубарь, отмечая, что для вытеснения наличности пока нет и экономических стимулов: инкассация для торговых сетей дешевле эквайринга. Улан Илишкин добавляет, что, по крайней мере в среднесрочной перспективе объем наличных расчетов будет расти быстрее безналичных.

Источник: Коммерсантъ