Поправки, прописанные в законопроекте председателя Комитета ГД по финансовому рынку, касаются Федерального закона «О Центральном банке РФ». Если документ утвердят, Центробанк будет уполномочен сформировать реестр банковских гарантий и в последующем отвечать за его ведение. При этом,  каким способом он будут  сформирован, как будет обрабатываться и храниться внесенная информация, и как в последующем она будет раскрываться, главный финансовый регулятор определит самостоятельно.

Банковская гарантия представляет собой письменное обязательство банка  заплатить  заказчику, компании, государственному ведомству, другой финансовой организации по договору, долговой ценной бумаге, кредиту, если третья сторона не выполнит взятые на себя обязательства. Большая часть финансового обеспечения  (около 80%) приходится на сферу государственного заказа, так как его предоставление является одним из определяющих условий, дающих право поставщику принимать участие в тендерах на  заключение госконтракта. Оборот фальшивых банковских гарантий достаточно велик. Убытки из-за них несут не только государственные ведомства, но и частные компании. Эксперты подсчитали, что ежегодно финансово кредитными организациями выдается  обеспечение на сумму, превышающую 2 трлн. рублей.  Внесение поправок в действующее законодательство позволит участникам  рынка своевременно получить официальное подтверждение, что банковская гарантия действительна, а не отозвана. Для этого достаточно будет обратиться в  Центробанк.

Напомним, что  борьбу с фиктивными обеспечительными документами  главный финансовый регулятор начал еще прошлым летом, когда во все банки было направлено рекомендательное письмо за подписью Алексея Симановского, первого заместителя председателя Банка России. Автор письма рекомендовал банкам, специализирующимся на выдаче банковских гарантий, разместить на своих сайтах сведения о выданных документах с указанием Ф.И.О. лиц, которые могут подтвердить данный факт, и их контактов. Однако успешной данную меру назвать нельзя. Прислушались к рекомендации только крупные игроки финансового рынка, которые поместили  требуемую информацию  на своих сайтах.

Банкиры поддерживают инициативу госпожи Бурыкиной передать разработку и ведение специализированного реестра  главному регулятору, так как  ведомство, отвечающее за его разработку, к реализации проекта так и не приступило. Между тем Закон о ФКС предусматривает, что реестр банковских гарантий должен заработать  уже с 1 января. Антона Емельянов, глава Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП), считает, что  если Центробанк начнет разработку системы с нуля, то быстрого ввода её в эксплуатацию не будет. Более разумный вариант воспользоваться уже имеющимися наработками, тогда внедрить систему в работу можно будет через 2 месяца. К слову, на базе ЕЭТП уже работает реестр гарантий. В него стекается информация из банков, которые оформляют финансовое обеспечение в пользу госведомств столицы. Создатели реестра на ЕЭТП рассчитывали, что их разработка в будущем может  стать  прототипом реестра банковских гарантий, созданного в рамках единой  информационной системы госзаказа.

Пока же эксперты в закупочной деятельности обеспокоены другой проблемой.  По закону о контрактной системе, если  заказчик не получит информации о том, что банковская гарантия внесена в реестр, он может отказаться принимать такое обеспечение (статья 45 ФЗ-44).  На что в таком случае придется ориентироваться участникам закупок, пока неизвестно.

Источник: www.f5tender.ru