Состояние фондового рынка в России вызывает много критики со стороны профессиональных участников. Отечественные компании за дополнительным финансированием предпочитают обращаться в банк и оформлять кредиты, не торопясь использовать возможности IPO. А те немногие предприятия, которые все же решили разместиться, предпочитают делать это за рубежом. В чем причина сложившегося положения дел, и как изменить ситуацию к лучшему, пытались разобраться эксперты на форуме IPO&SPO – 2013, который состоялся 26 сентября 2013 года в здании Московской биржи, выступившей организатором мероприятия.

Кризис против IPO

В начале заседания президент дискуссионного клуба «Quo vadis» Юлия Приходина, которая была одним из двух модераторов мероприятия, огласила регламент и призвала участников форума проявлять максимальную открытость и инициативу. Первая сессия имела весьма актуальное для отечественного фондового рынка название: «Деньги любят тишину, или почему российский бизнес не стремится к публичности?». Ответить на вынесенный во главу дискуссионной части форума вопрос модератор попросила генерального директора IPOboard Дмитрия Булавина. По его мнению, большой урон качеству соблюдения корпоративных стандартов нанес кризис 2008-2009 годов. Тема, вынесенная в название первой, дискуссионной части форума, весьма актуальна для российского бизнеса сегодня. Многие компании испытывали трудности с выполнением своих обязательств в посткризисный период, что отразилось в их отчетности. Правда, эксперт с большим удовлетворением заметил, что сейчас уже можно говорить о возврате к тем стандартам, которые были в нашей стране до 2009 года.

В настоящее время появляется достаточно много возможностей для раскрытия информации, в том числе и благодаря тем сервисам, которые предоставляет Московская биржа. Сегодня важно, чтобы сами компании поняли, для чего нужна информационная прозрачность, какие выгоды они могут извлечь, если на рынке будут вести себя открыто.

Где ваши принципы, господа?

Управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Николай Солабуто, который был вторым модератором форума, задал присутствующим весьма простой вопрос. «Я как аналитик хочу написать настоящий, правдивый прогноз для своих клиентов, чтобы они могли либо покупать, либо продавать акции перспективной компании, – описал ситуацию специалист. – И вот я думаю: «Дай-ка я позвоню финансовому директору данной компании». Как вы думаете, я дозвонюсь? Я думаю, что нет». Проблема инвесторов заключается в том, что в России фундаментальный анализ не работает, продолжал развивать свою мысль Николай Солабуто. Из-за этого слово «аналитик» в нашей стране стало ругательным. Когда такой специалист, проверив информацию по открытым источникам, дает советы инвесторам купить акции компании, а затем они «проседают», то потом его спрашивают, почему он дал такую безответственную рекомендацию. В ответ аналитику приходится разводить руками и говорить: «Вы знаете, воруют, Россия же». Людям в нашей стране, действительно, есть, чем заниматься. Во-первых, воруют у акционеров, во-вторых – у государства, констатировал модератор. И для того, чтобы скрыть эти неблаговидные факты, генеральные директора, управляя предприятием, не раскрывают действительную информацию о положении дел в компании. А на основании ложной информации составить сколь-либо правдоподобный аналитический отчет невозможно. Вот так и выходит, что в России в сложившейся в наши дни ситуации не работает фундаментальный анализ. А сама по себе профессия аналитика – это просто дань моде. Сегодня она не востребована на рынке как раз потому, что фундаментальный анализ является фикцией. А на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, модератор попросил ответить генерального директора Экспертного центра по корпоративным отношениям Александра Филатова. Руководитель компании вступил в полемику с модератором и заявил, что сегодня есть примеры российских компаний, «где не воруют». Сам по себе инструмент IPO очень неоднозначен. В свое время, когда Ричард Брэнсон выводил свою компанию Virgin на первичное размещение, ему нужны были деньги для глобального развития. Но затем, уже после достижения своих целей, он потратил очень большие усилия и средства, чтобы выкупить акции своей компании с рынка как раз потому, что в условиях волатильности рынка акции любой компании подвержены сильному внешнему влиянию. И часто никакие внутренние устойчивые показатели не способны вселить уверенность в инвесторов относительно будущего ценных бумаг по данному предприятию. В России состояние фондового рынка упирается в такие фундаментальные причины, как развитость институтов и работа судебной системы. Соответственно, фактически отсутствует возможность защиты прав акционеров. И в результате «проще не работать, а воровать» у других акционеров или государства. И это положение нужно менять, подчеркнул Александр Филатов.

Заместитель генерального директора компании «Алор Инвест» Максим Дремин решил вступиться за российский рынок. Он заявил, что, несмотря на отмечаемые отдельные негативные явления, общая тенденция позитивная. Сейчас на рынок приходит все больше компаний, которые стремятся быть открытыми, ничего не боятся и им скрывать особенно нечего. Прозрачности не хотят только те организации, которые опасаются конкурентов. Вопрос раскрытия информации по компании отчасти упирается в проблему финансовой грамотности менеджмента, с которой положение по-прежнему оставляет желать лучшего, несмотря на то, что очень много делается в этом направлении. А аналитические отчеты словно специально пишутся таким языком, чтобы запутать частного инвестора. На самом деле, по мнению специалиста, следует научиться писать аналитические отчеты более доступным, адаптивным языком, чтобы владельцы капитала, желающие вложить свои средства, понимали, куда они их инвестируют.

История одного IPO

Генеральный директор компании «Институт стволовых клеток человека» (ИСКЧ) Артур Исаев был представителем той организации, которая успешно прошла процедуру первичного размещения. Он заявил, что какая-то информация действительно является коммерческой тайной компании, однако в целом открытость и публичность компании – это вопрос культуры общества, капитала и рынка в целом. Вопрос о том, читают ли инвесторы аналитические отчеты, также упирается в вопрос культуры данных инвесторов. Если есть желание понимать, в какой актив идет вложение, какие перспективы у той или иной бумаги, какие риски и особенности с ней связаны, то чтение аналитического отчета является естественным элементом работы. Инвесторы должны иметь нормальные, работоспособные инструменты для осуществления продуманных действий на рынке, а это и есть качественная аналитика по отраслям, рынкам и т.д. «Я считаю, что наш бизнес, именно наше направление, особенно нуждается в публичности, – заявил эксперт. – Оно нуждается в просвещении и образовании». Артур Исаев отметил, что область изучения стволовых клеток в массовом сознании воспринимается пока плохо и с недоверием, и если рассказывать людям об этой сфере деятельности, о той пользе, которую приносят подобные исследования, то от этого выиграет все общество и фондовый рынок в конечном итоге.

Максим Дремин рассказал о том, что размещение компании ИСКЧ проходило «очень необычно». Это было первое IPO после кризиса в России, его объем оказался равен $5 млн. Но тема была новая, и инвесторов оказалось достаточно. Компания была вполне открытой и до размещения, необходимо было только собрать все документы воедино и представить их в общем отчете. Подготовку к размещению проводила команда из 5 человек в течение 9 месяцев. После сбора информации проходили прямые встречи с частными инвесторами, брокерами и представителями фондов в основном в здании ММВБ. После IPO акции компании быстро поднялись и в первые три месяца даже входили в топ-10 компаний, были «недалеко от «Газпрома». За первый день акции компании выросли на 250%, но далее доходность, конечно же, упала. Сейчас бумага приносит своим владельцам где-то порядка 19% прибыли.

Исполнительный директор по рынку инноваций и инвестиций Московской биржи Геннадий Марголит рассказал, что в 2012 году на российской бирже вышли на публичный рынок 10 компаний, причем для 6 из них это было «полноценное IPO». В 2013 году уже разместились 5 компаний и в целом можно говорить, что тенденция положительная. Сегодня предприятиям уже «не приходится объяснять, зачем нужна биржа». Потихонечку идея публичного рынка, в том числе и благодаря такой площадке, как Московская биржа, начинает обретать свою популярность. Компании новой волны можно отнести к структурам, осознающим суть публичного рынка и готовым к должному раскрытию информации.

Москва.