Уже в третий раз в Казани проходит выставка франшиз. И каждый раз мероприятие проводится в новом формате. Фестиваль франшиз в ноябре 2012 года, ярмарка франшиз – в апреле 2013 года, сегодня, на исходе лета – выставка.

По количеству посетивших событие предпринимателей год можно считать урожайным. Арендованный организаторами выставки, компанией «Франчайзинг 5» зал не смог вместить всех желающих. Событие проходило в течение двух дней. И только за первый день, посвященный презентациям франчайзеров, знакомствам и общению, выставку посетили более 600 человек.

Открыли выставку заместитель министра экономики Татарстана, начальник департамента поддержки предпринимательства Рустем Сибгатуллин и руководитель Центра поддержки предпринимательства Татарстана Артем Наумов. Они еще раз констатировали, что франшиза является одним из инструментов, помогающих состоявшимся предпринимателям масштабировать свой бизнес, а начинающим – успешно его открыть. Напомнили, что министерство экономики Татарстана со своей стороны, продолжает прием заявок на конкурс государственной поддержки предпринимателям «Лизинг-грант».

 Руководитель Центра поддержки предпринимательства анонсировал новую программу поддержки франшиз в Татарстане с рабочим названием «Татфраншиза», стартующую осенью 2013 года. Программа пока не имеет аналогов в российской практике. «Мы планируем развитие уже успешных бизнесов, создание из них новых франчайзеров под маркой «Татфраншизы», осуществление их финансовой поддержки, а также помощь в открытии бизнеса «с нуля» через покупку франшиз. Мы частично восполним затраты потенциальных предпринимателей на подготовку пакета документов, покупку бизнеса. Размер субсидии будет не более 500 тыс. рублей. Приоритет будет отдаваться франшизам производящих компаний и компаний, занятых в сфере услуг», – пообещал Артем Наумов.

Генеральный директор компании «Франчайзинг 5» Артем Захаров рассказал собравшимся о принципах франчайзинга, о его преимуществах в масштабировании бизнеса по сравнению с традиционными методами, назвал конкретные причины, по которым некоторые франшизы успешно продаются, а некоторые – нет.

«Важен масштаб продаж. Необходимо выходить на дальний рынок. Попытки продать франшизу на ближайших территориях малоуспешны. Второй момент – реклама. Никто не придет к вам, если вы молчите. Не стоит ожидать чудес. Третье: успешные франчайзеры любят свое дело, неуспешные – деньги. У создавших свою сеть ради «навара» покупают гораздо хуже».

Темы любви к своему делу, моральных ценностей и духовности, ранее крайне редко звучавшие на бизнес-встречах, затрагивались на выставке практически каждым вторым выступающим. Генеральный директор компании, предлагающей франшизу «Ingreen – вечно зеленый остров цветных подарков», Елена Чернятьева говорила о том, что самое важное в бизнесе: безопасность, сотрудничество, принадлежность к чему-то большему, личностное развитие и духовные ценности.

Американский предприниматель, генеральный директор сети кофеен Traveler's Coffee Кристофер Майкл Тара-Браун, построивший успешный бизнес в России, представил свой бизнес как занимающий третье после дома и работы место в душе каждого человека. «Уже 20 лет я строю свой бизнес, и все эти годы я ищу модель успеха этого бизнеса. Мир постоянно меняется. Наши дети отличаются от нас. Если это не учитывать – бизнес погибает. Я убежден, что каждый хотел бы иметь свою кофейню».

Создавалось четкое впечатление того, что на конференцию пришли люди, желающие не просто зарабатывать, а что-то создавать, как минимум, приносить другим радость.

Артем Захаров в процессе своей презентации задал собравшимся три вопроса: кто пришел сюда, чтобы купить франшизу; кто пришел расширить с помощью франчайзинга свой бизнес; и зачем пришли все остальные? По количеству поднятых на первые два вопроса рук можно было сделать печальный вывод о реальном состоянии малого бизнеса. От силы 10% собравшихся что-то делают, остальные только хотят

Хотят бесплатный кофе от Traveler's Coffee, бесплатный аудит от компании по созданию и продвижению сайтов ReFakt, бесплатное биометрическое тестирование от компании «InfoLife», бесплатный анализ бизнеса на готовность к развитию по франчайзинговой модели от «Франчайзинг 5». И эти желания исполняются. Что же мешает осуществлять более конструктивные стремления?

Любой бизнес нуждается в финансировании. Однако, единственным представителем финансовых организаций на выставке был Сбербанк с уже хорошо известным кредитным продуктом для стартапов «Бизнес-старт».

Директор отдела организации выставок компании «Франчайзинг 5» Марсель Гиниатуллин в интервью Bankir.Ru прокомментировал это так: «Сбербанк первым проявил инициативу и заключил договор на участие в мероприятии. Другие банки, узнавая, что в грядущем событии участвует Сбербанк, просто прекращали переговоры и отказывались от сотрудничества».

«Возможно, идея франчайзинга еще не вселяет достаточной уверенности в банковское сообщество. Но представители таких банков как Ак Барс банк, Альфа-банк, Промсвязьбанк присутствуют на мероприятии в частном порядке, – дал свой комментарий Артем Захаров. – Возможно, увидев, что чиновники уровня замминистра не считают ниже своего достоинства прийти к нам, рассказать о государственных программах по поддержке франчайзинга и предпринимательства в целом, их доверие укрепится. Возможно, это мы как-то неверно себя позиционируем, но мы работаем над этим, и я верю в успех. Думаю, что на следующей выставке франшиз в Казани, уже как минимум три банка будут представлять свои продукты для малого и среднего бизнеса и стартапов».

После таких комментариев вспоминаются слова известного поэта, ставшие строками либретто одной из первых российских рок-опер: «Пораженный величием просвещенного монарха российского, комендант форта Хосе Дарио Аргуэльо изменил свою диспозицию и дал торжественный бал и рецепцию в честь нашу».

Изменят ли банки «свою диспозицию» по отношению к бизнесу? Какие им для этого необходимо преодолеть страхи и чьей заручиться поддержкой, пока не ясно.

О работе существующего источника финансирования стартапов – Сбербанка в интервью Bankir.Ru рассказал представитель компании «Велодрайв», аккредитованной Сбербанком в качестве франчайзера, региональный директор по франчайзингу Станислав Киселев. «Бизнес-старт» обещает кредит до 3 млн. рублей. Реально предприниматель получает чаще всего около половины этой суммы. Для стандартного запуска нашего бизнеса этого достаточно. Однако, премиум-сегмент – не вписывается. Со Сбербанком мы запустили 3 проекта в Москве, Новосибирске и Екатеринбурге. Процесс налажен, но, к сожалению, в каждом регионе к нему относятся по-своему, несмотря на единую модель продвижения продукта».

Изюминкой прошедшей выставки стали мастер-классы от организаторов и франчайзеров.

Глава юридического департамента компании «Франчайзинг 5» патентный эксперт Александр Архипов рассказал о главных причинах необходимости регистрации товарного знака. «Сложность и длительность процедуры часто пугает начинающих предпринимателей. Но ваш незарегистрированный товарный знак может быть «украден». То есть, наблюдая за успехами вашего бизнеса, кто-то регистрирует ваш товарный знак на себя и подает на вас в суд за использование вами якобы «чужого» товарного знака и извлечение из этого прибыли. Вы несете многомиллионные убытки вплоть до разорения, как минимум, страдает ваша репутация, и вам приходится придумывать себе новый товарный знак. 1,5–2 года ожидания и мытарств по поводу процедуры регистрации обойдутся вам гораздо дешевле».

Мастер-класс от Кристофера Майкл Тара-Брауна был посвящен способам ведения «американского» бизнеса в России. Майкл основал компанию Traveler’s Coffee в 1997 году. Сегодня сеть насчитывает около 75 кофеен в России, Украине, Азербайджане и Казахстане.

Предприниматель начал свой рассказ с истории узнавания российских традиций ведения бизнеса, «местных обычаев – делать «подарки». Красной нитью выступления проходила идея способности приспособиться к региональной специфике, необходимости динамичной модели ведения бизнеса. Но главной основой успеха Тара-Браун все же считает любовь к своему делу. «Если вы бизнесмен, любите свое дело, и ваш продукт востребован, не важны его стоимость и срок окупаемости. Деньги всегда можно найти. Не существует понятия «дорого». Сколько? В конкретных цифрах.

Важны технология, место расположения и «видение» рынка. Быть франчайзи означает мыслить стратегически. Сегодняшние лавры проходящи. Деньги должны возвращаться в бизнес, а не тратиться на поездки в Тоскану, Германию, Грецию после первого месяца работы, как это часто бывает в России. В этой стране необходимость делать инвестиции - важнее, чем в любой другой».

На контрасте с харизматичным выступлением американца мастер-класс от Сбербанка выглядел стандартным рекламным роликом. Представитель единственной финансовой организации, участвующей в конференции, частил о пониженных процентных ставках и новых продуктах. «Бизнес-оборот», «Бизнес-актив», «Бизнес-авто»… Сотрудничество Сбербанка с Гарантийным фондом Татарстана, кредит «Доверие», сервис «Деловая среда» с возможностью экономии для предпринимателей на содержании бухгалтерии и обучении сотрудников, а также выборе торговой площадки… Даже новые кредитные продукты Сбербанка «Бизнес-инвест» со сроком кредитования до 10 лет и возможностью рефинансирования кредитов других банков, и «Бизнес-проект», предназначенный для расширения бизнеса, практически остались без внимания.

Несколько бизнесменов из первых рядов решили демонстративно проигнорировать презентацию, В интервью Bankir.Ru они пояснили: «Мы понимаем, что Сбербанк, скорее всего, является одним из основных спонсоров мероприятия. Но мы сюда пришли получить информацию о франшизах, а не прослушать очередной рекламный блок о продуктах Сбербанка». На вопрос, каким образом они выбирают финансирование для своего бизнеса, предприниматели рассказали, что предпочитают идею соинвестирования, используемую исламским банкингом. «На наш взгляд, ростовщичество – зло для экономики. Нужно самому уметь планировать свои дела, свои доходы и расходы».

Об отличии Казанской выставки от аналогичных мероприятий, проходящих в других городах, Bankir.Ru рассказал региональный представитель отдела организации выставок компании «Франчайзинг 5» Павел Федоров.

«Казань отличается большей динамичностью, конкретикой желаний и целей. Создается впечатление, что казанские предприниматели стараются получить максимальное количество информации за минимальное время. Здесь никто не станет дожидаться конца презентации, чтобы задать интересующий его вопрос, как это происходит в сибирских городах. Казанская публика предпочитает эксклюзивное внимание, индивидуальное получение информации».

Возможно, такое поведение является проявлением «особой татарстанской ментальности», а возможно, представители малого бизнеса просто устали от пустых обещаний и выжидательной позиции, занимаемой финансовыми структурами, ждут конкретных предложений и реальной помощи. Есть о чем подумать.

Казань.