Разговоры о возможностях систем бесконтактной оплаты среди аналитиков финансового рынка не отличаются однозначностью. Пессимистически настроенные эксперты уверяют, что для бурного развития NFC-технологий и в России, и в мире пока недостаточно соответствующей инфраструктуры, что подобные системы примут на себя новый удар мошенничества, да и вообще инновационные технологии «проскочат» этот этап, быстро перейдя к совмещению кошелька с мобильным устройством. Мировые платежные системы без боя не сдадутся, уверяют оптимисты, пророча грандиозное будущее бесконтактным платежам. Пока теоретики ведут ожесточенные споры в кулуарах своих конференций, практики – участники рынка давно перешли от слов к делу. 15 августа 2013 года был представлен первый в России инновационный сервис бесконтактной оплаты проезда по картам Visa payWave на турникетах компании «Аэроэкспресс». В честь столь знаменательного для участников проекта события в аэропорту Шереметьево состоялась пресс-конференция.

Не рельсы, а клад!

Коммерческий директор компании «Аэроэкспресс» Рустам Акиниязов выступал на мероприятии первым. Он рассказал о том, что его компания за последние три года добилась значительного роста пассажиропотока – увеличение произошло более чем в 2 раза. И далее тенденция только усилится. В ближайшее время по сравнению с 2009 годом рост пассажиропотока превзойдет трехкратную отметку. В пресс-релизе к мероприятию отмечалось, что к 2012 году проездом от «Аэроэкспресс» воспользовалось рекордное за историю компании количество пассажиров – 17 391 031 человек. Из них 14 870 766 пассажиров было перевезено в аэропорты Москвы, что на 20,4% превышает аналогичный показатель за 2011 год. Доля компании на рынке интермодальных перевозок (они включают в себя использование нескольких видов транспорта – прим. Bankir.Ru) по итогам прошлого года увеличилась с 22,03% до 23,37%. В условиях все возрастающего пассажиропотока очень важно дать возможность пассажирам покупать билеты через различные каналы. Бурно развивающаяся компания стремится избегать очередей в кассах, подчеркнул на пресс-конференции коммерческий директор «Аэроэкспресс». Уже приложено немало усилий в этом направлении.

Первое, что постарались сделать в компании-перевозчике, это наладить максимально широкую агентскую сеть: к настоящему моменту создано более 900 пунктов продаж в 80 городах России. Развивается сотрудничество с авиакомпаниями: через их сайты также можно купить билеты на аэроэкспресс. Кроме того, «проездные документы» продаются также на «родственных» поездах – на сапсанах. Для удобства пассажиров в местах продажи билетов установлены терминалы. Они оборудованы меню на 6 языках – русском, английском, французском, итальянском, немецком и даже китайском – что многократно было отмечено благодарностью иностранных гостей в России. Сегодня общая численность терминалов превышает 100 устройств: они расположены в местах продажи билетов на аэроэкспресс в Москве, Владивостоке, Казани и Сочи. А в аэропортах Москвы и Казани автоматы можно встретить и в зоне выдачи багажа. Следующий платежный инструмент компании «Аэроэкспресс» – это специально разработанное мобильное приложение для смартфонов на платформах iOS, Android и Windows Phone. За полгода работы этого канала было осуществлено более 100 тыс. скачиваний, а пользователи совершили более 7 тыс. покупок. На сегодняшний день это приложение входит в топ-5 востребованных приложений для путешествий. Следующий канал продаж билетов – покупка их через мобильный банк Сбербанка через смс. Для прохода турникетов в аэропорту нужно приложить телефон с QR-кодом к панели устройства. Купить билеты можно прямо по дороге в аэропорт, что весьма удобно.

Но компания «Аэроэкспресс» не останавливается на достигнутом. На пресс-брифинге Рустам Акиниязов с радостью представил собравшимся журналистам новую возможность оплаты проезда до аэропорта через банковские карты с бесконтактной технологией непосредственно на самом турникете, которая получила название Pay@Gate. Проект был осуществлен при сотрудничестве с ТрансКредитБанком (ТКБ), компаниями Visa и «Бриз Технологии». «Мы уверены в том, что этот сервис будет активно набирать популярность, потому что теперь нет никакой необходимости в сложном процессе покупки билета – отметил Руслан Акинязов. – Не нужно идти на сайт, не нужно скачивать мобильное приложение. Достаточно приложить карту к турникету – деньги спишутся автоматически». С помощью Pay@Gate купить билет можно только в стандартный класс, поскольку приобретение билетов в бизнес-класс сопряжено с выбором места, а сделать это на турникете пока нет возможности. Однако инициаторы проекта полны оптимизма. «Мы уверены, что основная масса пассажиров будет покупать билеты таким образом», – сказал эксперт. Для стимулирования продаж через этот канал было принято решение в первые 6 месяцев работы сервиса продавать билеты на аэроэкспресс на турникетах с 10% скидкой. «Это приятный бонус, помимо того, что это действительно очень удобно», – подвел итог спикер.

Вожжи для инфраструктуры

Глава департамента развития бизнеса Visa в России Андрей Вылегжанин подчеркнул, что это решение первое в своем роде в России и в СНГ. Запуск такой системы важен не только для транспорта, но и для развития платежной инфраструктуры нашей страны. Компания Visa выступила технологическим партнером этого проекта и смогла поделиться передовыми практиками. Внедрение системы оплаты проезда по бесконтактным картам Visa имеет очевидные преимущества для пассажиров. Андрей Вылегжанин назвал возможность бесконтактной оплаты билетов «элегантным решением, являющимся прорывом» на платежном рынке.

Аналогичные технологии оплаты проезда у компании Visa сегодня реализованы только в Куала-Лумпуре, а также на паромах в Стамбуле. Компания Visa обладает обширным опытом работы по приему платежей на транспорте по всему миру, и есть много вариантов решений для оплаты билетов. В России зимой компания Visa презентовала варианты бесконтактной оплаты на пригородном направлении на Ярославском вокзале. Андрей Вылегжанин еще раз поздравил всех присутствующих с внедрением инновационного решения. «Я несказанно рад, что Россия имеет сегодня такие технологии», – подытожил свое выступление спикер.

Директор департамента сопровождения розничного бизнеса ТКБ Алексей Киричек напомнил, что его финансовая организация с 2004 года является партнером РЖД. По его мнению, буквально на глазах происходит трансформация технологий продаж. Являясь пассажиром и пользователем сервисов компании Аэроэкспресс, Алексей Киричек отметил, что в процессе проезда важна скорость продажи билетов, быстрота прохода через турникеты и качество предоставления услуг. Система бесконтактной оплаты позволяет улучшить все эти параметры. По мнению эксперта, кредитные организации сегодня верят в будущее бесконтактных технологий. Банки участвуют в развитии структуры как могут, в частности: увеличивают эмиссию таких карт.

Волшебство технологии

Руководитель проектов по банковским и мобильным решениям компании «Бриз Технологии» Елена Егорова выступала в заключение пресс-конференции. Основным направлением деятельности ее организации является создание и внедрение системы оплаты проезда на общественном транспорте. «Бриз Технологии» являются портфельной компанией венчурного бизнеса ВТБ Капитал, разработчиком сервисов мобильной и электронной коммерции на основе инновационных бесконтактных технологий, в том числе технологии NFC.

В своем выступлении Елена Егорова напомнила так называемый «третий закон Артура Кларка», английского писателя и футуролога, оказавшего серьезное влияние на размышления современных фантастов: «Любая достаточно развитая технология практически неотличима от магии». Формат бесконтактной оплаты «родился» десять лет назад, но до сих пор разнятся мнения о его возможном будущем. В современном городе, где живет множество людей, решающих громадное количество ежедневных задач, ключевым является понятие скорости. Для того чтобы случилась какая-либо революция, в привычных системах использования инфраструктуры должны соблюдаться факторы массовости и необратимости происходящих изменений. «Я считаю, что эта революция у нас уже случилась», – заявила Елена Егорова. Большие обороты сейчас набирает эмиссия NFC-систем на различных носителях от пластиковых карт до смартфонов и других мобильных устройств.

По прогнозу некоторых зарубежных исследовательских компаний, в течение следующих 3 лет для NFC-технологий перспективным для «прорыва» будет сотрудничество с предприятиями транспорта, парковками, спортивно-зрелищными мероприятиями и т.д. Имеются в виду все те направления, где требуется обслуживание большого количества людей за минимально возможное время. Процесс авторизации должен проходить как можно быстрее и наиболее удачно здесь вести развитие в направлении, где осуществляются небольшие платежи в огромном количестве.

«Захват» в облегчение

В России бесконтактные платежи постепенно набирают обороты: абоненты Мегафона сегодня имеют возможность получить карту payWave у своего мобильного оператора и производить оплату со своего мобильного счета. Создано и реализуется техническое решение по «записыванию» транспортных и платежных карт непосредственно на сим-карты операторов связи. Уже сегодня в Казани люди имеют возможность, поднеся телефон к ридеру или турникету, пройти на любой вид общественного транспорта. Технологии, которые раньше казались магией, становятся реальностью и входят в повседневную жизнь людей.

Отвечая на вопросы Bankir.Ru, Рустам Акиниязов отказался назвать размер осуществленных в проект инвестиций. Андрей Вылегжанин в процессе неформального общения после официальной части пресс-конференции отметил, что у компании Visa сформирована стратегия развития бесконтактных платежей, нацеленная, в первую очередь, на сотрудничество с транспортными компаниями. Со стороны перевозчиков существует ярко выраженный интерес к развитию новых видов оплаты проезда, однако с инициативой по внедрению NFC-технологий сегодня выступает именно компания Visa. Применяемая стратегия распространения бесконтактной системы оплаты уже давно и с успехом реализована в США, Франции, Британии, Сингапуре, Австралии, Турции и Гонконге. Распространение бесконтактной оплаты «через» транспортные узлы уже доказало свою эффективность. Когда в метро в Лондоне начали применять бесконтактную систему оплаты, то количество выпущенных карт с NFC-технологией за 2 года достигло 30 млн. носителей. Кроме «захвата» систем транспорта бесконтактные платежи придут в кофейни, рестораны быстрого питания, гипермаркеты, книжные магазины и вообще во все места, «средний чек» в которых меньше 1 тыс. рублей, и где важна скорость обслуживания.

Химки.