В середине августа, следом за пресс-конференцией ВТБ, в Уфе состоялась пресс-конференция Банка Москвы, также посвященная итогам полугодия и планам развития бизнеса в регионе. Спикерами на ней выступили заместитель руководителя дирекции региональных розничных продаж Артём Иванов, ее управляющий директор Нарек Терян, директор уфимского филиала Банка Москвы Радик Ахметшин и два его заместителя, курирующие розницу и корпоративный бизнес – Олег Федяков и Артём Василенко.

Банк Москвы работает на башкирском рынке с 2006 года, но за последнюю пару лет его активность изменилась кардинальным образом, что определенно коррелирует с ростом инвестиционной привлекательности региона, о которой совершенно недвусмысленно говорят эксперты. И если кредитный портфель ВТБ, по словам Алексея Самсонова, превышает привлечение в 8 раз, то Радик Ахметшин заявляет, что «хотя такой цифрой похвастаться не может, речь идет о превышении в 4–5 раз».

На вопрос о том, чем стратегия банка отличается от других кредитных организаций группы ВТБ региона, Артём Иванов ответил, что высокопрофессиональная команда Банка Москвы успела накопить впечатляющий опыт работы с муниципальными программами и хорошо понимает специфику финансовых потоков муниципальных компаний. «Мы позиционируем себя как банк, ориентированный на муниципальные предприятия Башкирии, заходим туда вместе со своей розницей, действуя как полноценный универсальный банк. Это достаточно большой и мало кем разрабатываемый пласт, хорошая ниша», – отметил Иванов. По его мнению, работая в Группе ВТБ и в ее интересах, Банк Москвы вполне способен сохранить свое собственное лицо.

Радик Ахметшин, подтверждая слова Иванова, подчеркнул, что ориентация филиала исключительно на корпоративных клиентов осталась в прошлом, и теперь речь идет именно об универсальном спектре услуг, включая кредитное, депозитное, расчетно-кассовое обслуживание, денежные переводы – буквально все, что может заинтересовать клиентов республики. Основной сегмент кредитования представлен малыми и средними башкирскими предприятиями, которые здесь дифференцируют исходя из объемов выручки, относя к средним тех, у кого она составляет от 300 млн. рублей в год до 10 млрд. рублей. Причем около половины из них муниципальные. «Мы учитываем их специфику, понимаем их нюансы, их финансовые перекосы, фактически каждый кредитный продукт делается под конкретное муниципальное предприятие, второго такого продукта не будет, поэтому каждый уникален», – пояснил Ахметшин.

Директор филиала результатами полугодия вполне доволен. По его данным с начала 2013 года кредитный портфель вырос в два раза и стал составлять более 2 млрд. рублей, и речь идет не о совокупной величине кредитных вложений, а только о кредитовании малого и среднего бизнеса. Ахметшин поделился планами его увеличения к концу года еще на треть, что, учитывая востребованность кредитных продуктов банка со стороны башкирских предприятий, представляется вполне реальным.

Он сообщил, что в сентябре прошлого года состоялось подписание соглашений с Правительством Республики Башкортостан и с администрацией города Уфы, в ходе которого были достигнуты определенные договоренности и сформированы планы. Банк готов кредитовать приоритетные проекты в стратегических ключевых направлениях как для республики, так и для уфимского муниципалитета.

Работа уже началась, открыто финансирование «Уфимским инженерным сетям», «Издательству Башкортостан», «Управлению электротранспорта». По словам Артёма Василенко, в ближайших планах стоит вложиться в приобретение троллейбусов для города, общая же сумма средств, направленных в экономику республики, с начала года превысила 850 млн. рублей.

Понимая важность внедрения инноваций, в том числе организационных, банк разработал для Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП) продукт, предполагающий предоставление кредитных линий для формирования необходимого денежного залога для участников электронных торгов.

Последнее время филиал сосредоточил больше ресурсов и на ипотечном кредитовании, которое в сегодняшнем виде стартовало относительно недавно, с ноября 2012 года. Показательно, что служба безопасности банка проверяет не только застройщиков, но и каждый строительный объект отдельно, дабы обезопасить клиента и исключить вероятность появления среди них обманутых дольщиков.

Отвечая на вопрос об отношении к полемике о «перегретости» российского рынка потребкредитования, Олег Федяков предложил изначально разграничивать подходы разных финансовых учреждений к кредитованию физических лиц. «Банков на российском рынке очень много, только в республике их действует на сегодняшний день 98, не считая небанковские кредитно-финансовые учреждения, соответственно, когда мы говорим об общей закредитованности населения, то там учитываются все виды банков и все виды кредитов. У разных банков практикуются разные подходы, и Банк Москвы относится к той их категории, которая, по словам собравшихся руководителей, подходит к кредитованию физических лиц очень взвешенно». По словам Федякова у банка есть определенные ограничения по уровню дохода клиента, и, прежде чем выдать кредит, «мы должны себе представить, сможет ли данный человек этот кредит обслуживать, если человек уже имеет кредитную нагрузку, и она достаточно высока, учитывая его уровень дохода, то мы его не кредитуем, конечно, как у любого другого кредитного учреждения у нас есть цели увеличения кредитного портфеля, но во главе угла все равно стоит клиент». Учитывая свои гибкие ставки и индивидуальный подход для разных категорий клиентов, в банке такой проблемы не видят, не отрицая ее существование вообще и ссылаясь на те кредитные и небанковские организации, которые «грешат» упрощенными схемами предоставления кредитов населению и непомерно высокими ставками.

Депозитный портфель за полугодие в процентном отношении заметно увеличился, вместе с тем Иванов отметил, что его начальная база была невелика. «Мы не заламываем ставку по привлечению, у нас есть возможности привлекать недорогие средства из других источников, что и определяет сравнительно невысокий уровень ставок. В регионах вообще уровень привлечения средств невысокий и не рассматривается как зона роста», – пояснил Иванов.

Вместе с Ивановым Нарек Терян продемонстрировал журналистам новый продукт «БМ-Мобайл», это сервисная программа, которая является приложением к мобильным устройствам, в настоящее время проходит тестирование и очевидно имеет большое будущее. Планируется устанавливать ее в базовом варианте комплектации мобильных устройств, что позволит, используя личные средства связи, производить любые операции не только с карты Банка Москвы, но и любого другого банка. «Обслуживание в банке станет более простым, понятным и комфортным», – заметил Терян.

Несмотря на очевидные преимущества, по выражению Ахметшина, «здоровую конкуренцию никто не отменял». Поэтому банк планирует наращивать свое присутствие в регионе, о чем, в частности, говорит строительство двух новых офисов филиала Банка Москвы, которые должны открыться в самом ближайшем будущем.

Уфа.