Организатор тура MasterCard сумел сделать так, что тренды и тенденции ближайшего будущего IT-технологий уже сегодня обрели реальную форму для его участников. Форм-фактор – часы watch2pay стали отличительным знаком принявших участие в поездке журналистов. Используя их, можно расплатиться «в одно касание» за поездку в метро, за чашку кофе в кафе, пройти через турникет на закрытые объекты. И это далеко не весь функционал новейшего продукта, выпущенного совместными усилиями Ак Барс Банка, MasterCard и оператора связи МТС.

Сверим часы

Технология MasterCardPayPass, позволяющая выйти за рамки форм-фактора пластиковой карты, впервые была представлена на рынке в 2002 году. Сегодня по ней работают 866,000 торговых площадок в 51 стране. Россия влилась в это множество в 2008 году, а история инновационных продуктов и технологий, представленных участникам тура, началась на Петербургском международном экономическом форуме 2011 года со встречи президента Татарстана с одним из руководителей MasterCard и принятия решения о создании в Казани Центра компетенции MasterCard – территории создания и внедрения инновационных продуктов и услуг. Союзником проекта стал Ак Барс Банк – спонсор предстоящей в Казани всемирной универсиады.

«Был создан базовый продукт – «мультисервисная карта MasterCardPayPass», взявший в декабре 2012 года первый приз в номинации «Сервис» и приз зрительских симпатий на международном конкурсе инновационных карточных продуктов «Инновационные карты- 2012» в Париже. Среди 300 участников конкурса взять первый приз…, для российского банка такой результат получен впервые, – с гордостью рассказывает директор департамента розничного бизнеса Ак Барс Банка Марат Ганеев. – Кроме стандартных банковских сервисов, присущих карточным продуктам, впервые карта позволяет в электронном виде записать на нее билеты на спортивные и иные мероприятия, например, проводимые в рамках Универсиады 2013».

Помимо этого разработан ряд продуктов, предназначенных специально для Универсиады. Это карта волонтера, аккредитационный бейдж, карта болельщика со специальной программой привилегий, масса предоплаченных пополняемых и непополняемых карт. Причем пополняемая предоплаченная карта с технологией PayPass создана в России также впервые.

Совместно с Туристско-информационным центром Казани и оператором коалиционной программы лояльности «Друг компании» создана предоплаченная «Карта гостя», позволяющая дополнительно ко всем возможностям, что дает мультисервисная карта, посещать музеи, памятные места Казани, ряд магазинов, кафе со скидкой; пользуясь транспортным приложением, встроенным в карту, несколько раз бесплатно проехать на общественном транспорте. Продвигается эта карта не банком, а Туристско-информационным центром.

«Несмотря на прицельность создания многих карточных банковских продуктов для Универсиады, они вовсе не исчезнут с ее окончанием. Многие туристические агентства уже заинтересовались такой разновидностью карт, как «Карта гостя», различные спортивные клубы заинтересованы в применении «карт болельщиков» в своих структурах», – говорит начальник управления развития платежных систем департамента розничного бизнеса Ак Барс Банка Нияз Шарипов.

«Часы, фактически, являются аналогом мультисервисной карты, – рассказывает Марат Ганеев.Помимо возможности оплаты и пополнения наличными, на микропроцессорный чип, находящийся в корпусе часов встроено транспортное приложение и программа лояльности. В комплект с часами входит неименная предоплаченная карта. Пополнять карту можно в подразделениях нашего банка, а также при помощи Aк Барс Online и сервиса денежных переводов MasterCard MoneySend. Мы являемся первым российским банком, вышедшим на рынок с таким продуктом.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Следующим форм-фактором, запускаемым нашим банком совместно с МТС и MasterCard с 1 июля 2013 года, будут SIM-карты, позволяющие использовать телефон как платежное средство. Телефон должен иметь встроенный функционал NFC» (Near Field Communication – технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, дающая возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров).

Инновационная технология Mobile MasterCard PayPass дает возможность «привязать» к SIM-карте оператора связи банковскую карту Ак Барс Банка для оплаты покупок «в одно касание» при помощи смартфона. Установка такой SIM-карты в смартфон, поддерживающий NFC, превращает его в мобильный кошелек. Это позволит держателям карт Ак Барс Банка оплачивать товары и услуги по новейшей технологии, участвовать в программе лояльности Ак Барс Банка, а так же пользоваться бесплатным sms-информированием.

Безопасность и инфраструктура

Как заверяет вице-президент и координатор Центра компетенции MasterCard в Татарстане Галина Ганеева, основные преимущества этой технологии − в скорости (при платежах до 1 тыс. рублей включительно даже не требуется вводить пин-код или подписывать чек), удобстве и безопасности использования.

«Банковское приложение, которое записывается непосредственно на SIM-карту, закрывается специальным криптографическим ключом, не позволяющим никаким внешним приложениям в телефоне или в сети получить доступ к платежным реквизитам, – поясняет Нияз Шарипов. – Списать деньги можно лишь при поднесении телефона к POS-терминалу с бесконтактным считывателем PayPass. Готовятся к выпуску новые модели телефонов со встроенным элементом безопасности».

Возможно, пока ответственность за списанные по потерянной или украденной карточке средства лежит на клиенте, эмитирующему карту банку, такого уровня безопасности вполне достаточно.

На пресс-брифинге был презентован еще один новейший продукт Ак Барс Банка – премиальные мультисервисные карты World MasterCard Black EditionТМ с технологией PayPass. Пользователи карты имеют приоритетный доступ в VIP-залы аэропортов Priority Pass, могут застраховать себя в путешествиях по России и за рубежом, воспользоваться специальным консьерж-сервисом по покупке билетов на самолет или поезд, бронированию и оплате гостиниц, прокату автомобилей, оформлению документов и т.д. и т.п.

В заключение пресс-брифинга о созданном в Казани Центре компетенции MasterCard рассказала Галина Ганеева. «Центр компетенций – это территория, где апробируются и внедряются новые платежные продукты и технологии. В данном случае – это весь Татарстан. Помимо создания и внедрения новых продуктов работа центра направлена на повышение финансовой грамотности населения. Пример – предоплаченные карты. Сам факт их появления на российском рынке создает потенциальную возможность повышения финансовой грамотности. К использованию банковских услуг привлекаются люди, не имеющие банковского счета. Это дает им возможность начать по-новому управлять своими финансами, пользоваться преимуществами безналичной оплаты». «Центр не исчезнет с закрытием универсиады. Наши планы уже прописаны до 2015 года», – добавляет Марат Ганеев.

Часть пресс-тура была посвящена демонстрации устройств, направленных на развитие инфраструктуры безналичных и бесконтактных платежей. Это и традиционные банкоматы, и терминалы, через которые можно совершать оплату, пользуясь PayPass, и инфокиоски, пополняющие карты, включая их транспортные приложения.

Для инфокиосков настраивается еще одна функция, которой, по словам представителей Ак Барс банка, до сих пор не было на российском рынке. Это пополнение предоплаченной карты иностранной валютой с автоматической конвертацией и зачислением уже рублевой суммы. Пользователь освобождается от необходимости поиска обменного пункта.

«Запустив центр компетенций, мы обязаны первыми внедрять инновационные продукты и удивлять рынок», – констатирует Марат Ганеев.

В рамках посещения республиканского IT-парка журналисты побывали в офисе компании «Инфоматика», создающей и внедряющей платежное оборудование и устройства контроля доступа на мероприятия, работающие по той же технологии PayPass. Ожидается, что система контроля и управления доступом, встроенная в мультисервисную, и основанные на ней карты, существенно облегчат процедуру проверки посетителей спортивных мероприятий.

Были продемонстрированы инфоматы электронного правительства с первого по третье поколение. Поколения отличаются, в основном, доступными способами оплаты услуг. Первое поколение – наличная и безналичная оплаты, второе – безналичная оплата с помощью обычной карты и по технологии PayPass, в третьем поколении, согласно российским реалиям, присутствуют все три возможности.

На время универсиады к обычным функциям инфоматов (оплата штрафов, пошлин, оформление заявлений, выписок, получение различной информации, внесение благотворительных пожертвований и т.д. и т.п.) добавились возможности информирования пользователей обо всех объектах и событиях универсиады. Помимо этого, в инфоматах появилась возможность продажи билетов на эти события с записью их электронного аналога на мультисервисную карту или любой другой форм-фактор, работающий по технологии PayPass. В нашем случае таковыми стали часы.

Эксперимент по пополнению форм-фактора прошел с разной степенью успешности в зависимости от оператора связи. У некоторых задержка информирования о транзакции достигала целого часа. Российские реалии и здесь дали о себе знать.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Программа лояльности

Отдельным блюдом был преподнесен сервис лояльности встроенный в мультисервисную карту Ак Барс Банка MasterCard PayPass. Сервис позволяет участвовать в коалиционной программе лояльности «Друг компании» по предоставлению скидок, бонусов и возврату потраченных средств (Cash Back) от более чем 380 партнеров. Технологическую платформу программы представляет компания Digital Loyalty System (DLS).

«Сервис регистрации покупок и лояльности» компании DLS регистрирует покупки, оплачиваемые как банковскими картами, так и наличными, причем регистрация и начисление бонусных балов происходит в момент транзакции. Такое сочетание предлагается рынку впервые. Ранее расчеты наличными не участвовали в бонусных программах, а начисление бонусов происходило много позже момента покупки, особенно при оплате по технологии PayPass.

Данный проект стимулирует к использованию карты при оплате покупок, так как Cash Back происходит также в момент транзакции, причем это работает и для предоплаченных карт. Единственное условие – карта должна быть пополняемой.

Сервис не требует именной идентификации клиентов, так как позволяет собирать статистическую информацию о приобретенных товарах и услугах, суммах покупок, составляя рейтинг покупателя именно по этим критериям и предоставляя адресные поощрения в зависимости от рейтинга, причем вид и количество поощрений также может варьироваться.

«Сервис регистрации покупок и лояльности» компании DLS – проект, адаптирующий продукт под конкретного потребителя, сервис, позволяющий придать новый смысл процессу покупки, оцифровать розничную торговлю, сохраняя информацию о покупателях и их покупках в виде электронных версий кассовых чеков, перейти от наличных платежей к безналичным», – констатировал представитель компании DLS Леонид Мамыкин.

Казань.