С 23 по 26 мая 2013 года в Вильнюсе прошел десятый юбилейный банковский саммит, который в этом году носил особенно откровенное название «ИТ-стратегия развития банковского бизнеса в условиях невозможности долгосрочного прогнозирования».

Объявленная организаторами тема весьма созвучна не столько информационно-технологическим, сколько экономическим проблемам, обсуждаемым в этом месяце, суть которых, если говорить коротко, заключается в стремлении найти пути стимулирования экономики России и предотвратить рецессию. О совете партнеров, самом быстром процессоре, проблемах национальной платежной системы и банке будущего рассуждали эксперты в Литве.

Кооперация против неопределенности

Открывал мероприятие член совета директоров Центра финансовых технологий (ЦФТ) Александр Погудин. Он объяснил, что название саммита продиктовано реальной ситуацией на рынке. В настоящий момент действительно сложились условия, из-за которых невозможно осуществить сколь-либо надежное длительное прогнозирование. В прошлом году тема банковского саммита ЦФТ звучала схожим образом, но с другим акцентом – «Ведение банковского бизнеса в условиях непрерывных изменений». В принципе, и сегодня изменения как были, так и остались «непрерывными», отметил эксперт, однако в 2013 году следует констатировать, что все участники рынка находятся в ситуации, когда бессмысленно фиксировать какие-то долгосрочные цели. Сегодня меняется и сама среда развития бизнеса в целом, и ее отдельные качественные характеристики. Аналитики ЦФТ считают, что в текущих условиях постановка стратегических целей затруднена, потому что любая стратегия устаревает раньше, чем будет окончательно сформулирована. События, которые сегодня происходят в мире, являются сложнопрогнозируемыми. К примеру, кто бы мог представить, что в этом году вдруг начнется «тотальная борьба с офшорами». С другой стороны, спикер добавил, что то, что ситуация сложно прогнозируемая, делает ее невероятно интересной.

Обратившись к российским реалиям, эксперт отметил, что в нашей стране долгосрочное планирование затруднено в условиях сильной концентрации власти, ресурсов, капитала и т.д. Тяжело оценить даже то, как отразится на финансовом рынке создание мегарегулятора, ведь в результате одно ведомство будет лицензировать 17 видов финансового бизнеса. Таким образом, к первому виду неопределенности спикер отнес неясность экономической ситуации как в нашей стране, так и за ее пределами.

Вторым видом оказалась технологическая неопределенность, которая связана не с самим качеством технологий, а с тем, какие именно технологии овладеют рынком. Инвесторам сложно разобраться, во что стоит вкладывать деньги, поскольку все меняется с огромной скоростью, и решения, казавшиеся прорывом, могут с легкостью оказаться на обочине. Хотя главный вывод очевиден. «Технологии, безусловно, поменяют лицо нашего рынка», – выразил свою уверенность эксперт. Главное понять, какие именно и в какое время.

Неопределенностью третьего вида оказалось понимание того, что финансовый сервис могут предоставлять не только банковские организации.

Делая вывод из всего сказанного, эксперт заявил, что динамика развития сегодня очень высока. И раз компании должны меняться на каждом следующем шаге, то создание отдельной ИТ-стратегии, не включенной в общую бизнес-стратегию, дело бессмысленное. Он призвал в сложившейся ситуации неопределенности обсудить новое понимание рынка во всех его аспектах. Способом, который повышает вероятность выживания организации, достижение ею нужной позиции на рынке, является вид сотрудничества, в котором участники рынка объединяются вместе и обсуждают насущные проблемы. Аналитики ЦФТ предложили создать совет партнеров, который поможет преодолеть условия тотальной неопределенности. В его функции должно входить решение таких вопросов, как определение общего контекста изменений, доступа к актуальной рыночной экспертизе, новейшим продуктам и технологиям и т.д. Кооперация как стратегия может стать возможностью свободного, моментального и безбарьерного общения.

«Облака» и мегапроцессоры

Директор департамента по работе с финансовым сектором Oracle СНГ Константин Харин, выступавший вторым, рассказал о последних тенденциях использования облачных технологий. По его мнению, через три года большинство компаний в России будут использовать «облака». И на то есть вполне очевидные экономические основания. Аналитики Oracle провели специальное исследование, в котором приняло участие 350 руководителей компаний в должности CEO. Почти половина из них заявила, что внедрение облачных технологий сокращает затраты, приблизительно столько же респондентов указали, что «облака» позволяют запускать новые сервисы. Треть руководителей отметили, что эти технологии позволяют повысить эффективность бизнеса.

Компания Oracle обладает большим опытом внедрения: на сегодня в мире насчитывается 25 млн. пользователей и 10 тыс. заказчиков, которые успешно работают с ее решениями. В банковском бизнесе также может быть очень полезным разворачивание «облачной» технологии. Для бизнес-систем, не являющихся основными для банка, такими как управление персоналом, а в некоторых случаях даже управление call-центром, имеет смысл рассмотреть решение подобных задач как бизнес-приложение или как сервис. Заказчики Oracle, использующие облачные технологии, уже добились сокращения затрат, снижения издержек на энергообеспечение и продемонстрировали большую эффективность в области утилизации оборудования. В качестве примера успешного использования «облака» для решения конкретной бизнес-задачи эксперт привел USB Bank, который таким образом решил вопрос управления персоналом.

Менеджер по работе с заказчиками компании Oracle Вадим Грицаненко рассказал о том, что совсем недавно – 27 марта 2013 года – CEO Oracle Ларри Эллисон (Larry Ellison) представил миру самый быстрый процессор в мире – SPARCM5-32. Прорывы на сегодняшнем ИТ-рынке нелегко даются, и чтобы произвести такой продукт, нужно проделать большую работу. К настоящему моменту уже 17 мировых рекордов установлено этим процессором.

Компания Oracle уже много лет лидирует на рынке, благодаря двум своим решениям – Solaris и SPARC. В 2013 году у обоих типов технологий юбилей – 25 лет жизни на рынке. За это время только Solaris вышло 6 релизов. Основами для лидерства этих технологий стали высокая надежность, производительность и предсказуемость систем.

НПС в вопросах без ответов

На пленарном заседании под названием «Национальная платежная система – формирование и направления развития», которое состоялось после небольшого перерыва, модератором был советник президента Ассоциации региональных банков России по банковским картам и ИТ-технологиям, издатель журнала «Банковские технологи» Денис Сальников. В своем вступительном слове он отметил, что нельзя недооценивать важность Национальной платежной системы (НПС) для России. Через развитие НПС можно будет достичь таких целей, как повышение интеграции российской экономики в мировую, повышение качества работы банков внутри страны, усиление развитие ИТ-инфраструктуры и многих других позитивных изменений.

Генеральный директор Компании объединенных кредитных карточек (UCS) и председатель комитета по вопросам платежных систем и развития платежной инфраструктуры Ассоциации «Национальный платежный совет» Владимир Комлев обратил внимание присутствующих на то, что сегодня начинается процесс, когда государство через ЦБ РФ пытается взять на себя регулирование рынка платежей. Эксперт с большим интересом воспринял инициативу, касающуюся создания национального платежного клирингового центра. Хотя, по мнению Вадима Комлева, на данный момент к этому шагу больше вопросов, чем ответов. Для того чтобы НПС догнать уровень Visa или MasterCard, потребуется приложить много усилий и средств. Если говорить об эквайринге, то большую популярность приобретает сейчас партнерство на основе комиссионных отношений. Банки начинают понимать, что работа по принципу аутсорсинга – это скорость и качество для их бизнеса. Одной из ключевых тенденций последнего времени эксперт назвал консолидацию процессинговых сервисов у профессионалов. По его мнению, она и будет определять развитие российского рынка платежей.

Президент НП «Национальный платежный совет» Андрей Емелин рассказал о направлениях развития НПС. Закон 161-ФЗ («О национальной платежной системе») создал колоссальное поле для деятельности. В настоящий момент два комитета пытаются решить целый ряд задач тактического свойства. Основных направлений в их деятельности три – предотвращение вредного, устранение барьеров и обеспечение безопасности. По последнему направлению идет разработка системы фрод-мониторинга о лицах, которые ранее были уличены в мошенничестве, чтобы предотвратить их преступную деятельность в дальнейшем. Соответствующие изменения были внесены в законопроект.

Руководитель управления финансовых сервисов компании «Евросеть» Елена Родионова поделилась ожиданиями: в 2013 году 25% выручки ее организации придется на финансовые сервисы, из которых наибольшую долю занимают денежные переводы. Еще одним успешным направлением развития на данный момент является реализация проекта карты «Кукуруза». Задумывалась она как карта лояльности, но сегодня по «Кукурузе» можно производить переводы в любую точку России и СНГ. Баланс карты можно пополнить в любом салоне «Евросети». «Кукуруза» бесплатна в выпуске и обслуживании. К настоящему моменту выдано уже 7 млн. карт, из них более 50 тыс. с кредитным лимитом. В будущем, возможно, «Кукурузу» попытаются «скрестить» с обычными картами.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Маленький ключ от большой двери

Руководитель департамента инфокоммуникационных технологий и услуг компании J’son&Partners Consulting Владимир Карпенко рассказал о результатах исследования поведения пользователей кредитных карт. Согласно проведенному опросу, самым сильным драйверов для развития безналичных платежей в нашей стране являются баллы, скидки и т.д., которые предоставляются по картам. Основным барьером для использования карт респонденты назвали низкую ликвидность «пластика»: картами невозможно расплатиться везде (выдать деньги ребенку на карманные расходы, дать в долг другу или принять от него оплату долга и т.д.). Неудобство в использовании карт связано еще и с тем, что скорость обслуживания в торговых точках при безналичном расчете повышается. Кроме того, в российском обществе у людей не сформирована привычка к использованию пластиковых карт, что также является барьером.

Специальным гостем десятого банковского саммита стал известный футурист и автор бестселлеров о розничном банкинге будущего, в том числе и последней книги «Банк 3.0» Бретт Кинг. Он рассказал о том, что очень скоро облик банков изменится. Уже сейчас идет «оцифровывание» личного счета. Использование новейших технологий позволяет экономить время пользователю, чем любой человек воспользуется при первой возможности. Оцифровывание банковского счета позволяет получить больше гибкости и свободы в собственных действиях.

Кинг подчеркнул, что классические филиалы банков останутся, но их число сократится в будущем на 50% из-за изменения поведения клиентов, а визит клиента в банк будет означать, что происходит что-то экстраординарное, что необходимо решить какой-то сложный вопрос, для которого параметров удаленных каналов недостаточно. Уровень проникновения смартфонов сегодня очень высок, и прогнозы весьма вдохновляющие: в этот сегмент обязательно придут и банки. В будущем люди будут общаться через цифровые каналы в 350 раз чаще, чем лицом к лицу. Изменения в поведении потребителей услуг – вот, что привнесут в нашу жизнь новые технологии, они также качественно поменяют процесс приобретения товаров.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Консерватизм с инновационностью

Второй день банковского саммита начинался с доклада директора по стратегии компании Spigit доктора Джеймса Гарднера и касался он управления инновациями. По данным эксперта, среднее время отмены программ по инновациям – 1,5 года. Основная причина отмены инноваций – отсутствие дохода и каких-либо внятных перспектив в отношении того, когда он появится. В массовом сознании сформировался стереотип, что если компания хочет развивать инновации, то нужно привлечь к этому одного-двух человек, которые занимались бы их развитием. Ведь в свое время было сложно представить развитие инноваций в компании Apple без деятельности ее руководителя Стива Джобса. Однако Джеймс Гарднер напомнил, что и Стив Джобс в своей работе опирался на усилия многих специалистов и на развитую инфраструктуру компании. Другими словами, на самом деле, чтобы развивать инновации, нужны не просто два-три талантливых человека, а много хороших людей, желающих ими заниматься. И чем больше инноваторов удается привлечь к проекту, тем лучше для компании, потому что таким образом нивелируются риски ухода или увольнения одного-двух специалистов в процессе реализации проекта, и на деле развития инноваций в компании это никак не скажется в результате. Ответ на вопрос о том, как развивать инновации в компании состоит не в том, чтобы найти «героя по инновациям», а в том, чтобы «поставить» на большое количество малых, но прогрессивных идей.

Еще одна негативная статистика по инновациям говорит о том, что 8 из 10 новых продуктов обречены на провал, а предсказать «будущий бестселлер» в этих 10 продуктах заранее нельзя. Однако практика свидетельствует, что доход от двух оставшихся выигрышных проектов полностью покроет убытки от «не заработавших» восьми, хотя может пройти и много лет, прежде чем они начнут приносить прибыль. Ситуация в банковской сфере еще сложнее: тяжело предсказать продукт, который будет генерировать новую выручку на рынке. «Если вы хотите создать инновации, то забудьте о предсказаниях, – призывал эксперт аудиторию. – Примите то, что многое будет обречено на неудачи». Заниматься инновациями в банковском деле нужно по такому же принципу, как происходит работа с кредитными активами, когда один невозвращенный кредит покрывают три исправно оплаченных. Другими словами, следует диверсифицировать проектный портфель внутри компании так, чтобы доход по уже выигрышным проектам позволял развивать инновации, которые пока не приносят прибыль.

Как создать в компании культуру инноваций? Нужно максимально диверсифицировать проектный портфель. И нужно делать не одну-две «большие вещи», а 100–200 маленьких. Программы поддержки инноваций в компании нужно строить таким образом, чтобы они покрывали затраты от развития инноваций. Экстраординарные сотрудники любой организации, на самом деле, хотят вносить свой вклад в ее развитие на качественном уровне. «Если вы дадите им разрешение на это, соответствующие инструменты, чтобы это делать, то получите действительно удивительные результаты», – резюмировал эксперт.

Аутсорсинг всем поможет

Старший аналитик консалтинговой компании Aite Groupe Энрико Камеринелли (Enrico Camerinelli) проанализировал рынок США с точки зрения спроса на аутсорсинг систем core-banking. По данным специалиста, на банковский рынок в Северной Америке большое влияние сегодня оказывает регулирование. Необходимость выполнять все требования «уводит в сторону ИT- бюджет». Если обратиться к системам core-banking в США, то можно будет отметить, что их средний возраст достаточно велик. Даже маленькие банки, которые должны быть гибкими, на деле не всегда такими являются. Многие банки имеют технологии пятилетней давности, которые к настоящему моменту считаются устаревшими. У крупных банков – с активами свыше $3 млрд. – другие проблемы: чтобы таким организациям внедрить новую АБС требуются большие инвестиции, к тому же система должна соответствовать всем требованиям регулятора, что делает ее очень громоздкой.

В результате руководству кредитных организаций чаще проще оставить все, как есть, чем заниматься внедрением чего-то нового. По мнению эксперта, выходом здесь может стать обращение к аутсорсингу. Именно в этом случае стоимость изменений систем банков становится совершенно иной, более доступной. Кроме того, скорость выхода на рынок с новой системой уменьшается, затраты на техобслуживание новой АБС также сокращаются. Привлечение к сотрудничеству аутсорсинговых компаний – это возможность соблюсти баланс в отношении внедрения инноваций и сокращения затрат на поддержание работы новой системы. «Аутсорсинговые системы помогают уйти от проблем, которые ничего не добавляют к ценности общения с клиентом», – подытожил свое выступление специалист.

После двух первых докладов началась панельная дискуссия, на которой представители различных банков делились своим опытом аутсорсинга ИТ-систем с коллегами.

Следующее заседание было посвящено вопросам стратегического развития core-banking в финансовых организациях. Председатель правления ЦФТ Андрей Висящев рассказал о возможностях нового предложения «ЦФТ-Банк 3.0», а его коллеги о том, какие новые перспективы для повышения производительности в связи с этим проявились у кредитных организаций. О существующих возможностях продуктов дистанционно-банковского обслуживания, финансового мониторинга и интеграционных проектах, позволяющих работать на платежном рынке, можно было узнать на заключительном пленарном заседании второго дня саммита, посвященном продуктовым стратегиям.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Система, отлаженная как часы

Третий день конференции открывал доклад заместителя генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрея Мельникова. Он рассказал, что российская система страхования вкладов является одной из самых эффективных в мире. К примеру, в ЕС сейчас идет дискуссия о том, чтобы сдвинуть срок выплат к одному месяцу, а в перспективе – к 14 дням. А российская система страхования вкладов в этом режиме работает уже десять лет. За это время страховое возмещение было выплачено 1 млн. 300 тыс. человек – это 131 страховой случай с банками и 76 млрд. рублей выплат. Опыт, накопленный в АСВ, пригодится на пенсионном рынке, на котором планируется создать аналогичную систему. Сегодня в фонде страхования вкладов сосредоточено 230 млрд. рублей. Эксперт отметил, что за последний год страховых случаев «практически не происходило», и впервые с 2005 года в работе АСВ наблюдается период затишья.

Если раньше деятельность шла «со скоростью» один банк в месяц, то с января 2013 года был зафиксирован только один страховой случай, и такого, по уверениям эксперта, не было давно. Однако этот единственный страховой случай потребовал специального расследования, потому впервые за все время существования АСВ в России это ведомство столкнулось с попыткой хищения средств из своего фонда. В банке «Экспресс», который уходил с рынка, фальсифицировали документы – в течение месяца там «были нарисованы» обязательства перед физическими лицами. В пассивах – это были депозиты, а в активах – кредиты, которые были выданы, то есть страховщику нужно было только выплатить премии по документам. Подобная схема была реализована на Украине ранее: сумма ущерба, которая была нанесена фонду в результате мошенничества, оказалась равно $70 млн. Однако в России подобное преступление пресекли. Андрей Мельников выразил благодарность компании ЦФТ, которая помогала вести оперативную работу, собирать реальные доказательства о времени проведения проводок и многих других действий, выявившее это преступление и не допустившее растраты денег фонда АСВ.

После экспертной сессии, посвященной законодательным изменениям в деятельности банков, где обсуждались последние инициативы, которые планируется реализовать в нашей стране, началось последние заседание саммита, продолжившее тему продуктовой стратегии банков. Закончилось мероприятие подведением итогов деятельности, которые осуществил Андрей Висящев.

Вильнюс.