Воровство денег с пластиковых карт принимает системный характер, и в отношении воров кредитным организациям необходим системный подход. « Банки должны информировать друг друга о типах совершаемых преступлений в Интернете, – заявил заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации Центробанка Андрей Курило в интервью «Российской газете». – Стоит подумать и о возможности блокировки операций злоумышленников еще до того, как они их закончат».

Между тем у специалистов отсутствует уверенность в том, что все российские банки поддержат эту идею. «У меня уверенности нет, наоборот, существует изрядное опасение, что не все поддержат, – сообщил ведущий эксперт института «Центр развития» Высшей школы экономики Дмитрий Мирошниченко в эфире радиостанции «Вести ФМ». – Но, в принципе, для того, чтобы затевать эту игру, достаточно участия критического количества крупных игроков. А те, кто хочет вести бизнес цивилизованно, подтянутся. Что касается тех, кто не хочет вести бизнес цивилизованно, то клиенты должны соответствующим образом оценивать надежность того или иного банка».

Пока что практика показывает: чаще всего клиент оценивает надежность банка или платежной системы уже после того, как деньги исчезли со счета. И оценка – всегда не в пользу организации, предоставляющей услуги ДБО, даже если клиент сам так или иначе погрешил против информационной безопасности. Как продемонстрировала нашумевшая история москвички Аллы Тасиц, диалог с банком приводит лишь к ряду взаимных обвинений при полном отсутствии какого-либо конструктива: клиент утверждает, что в момент заключения договора на пластиковую карту ему не дали необходимой информации о правильном и безопасном использовании услуги, банк – отправляет пострадавшего в правоохранительные органы.

Сразу отметим, что в милиции таким обращениям тоже не рады. Аллу Тасиц правоохранители три месяца отсылали из одной своей службы в другую: «не могли решить», в каком именно городе должно быть заведено уголовное дело – где украли деньги или где обналичили. Только после эфира телепрограммы «Pro жизнь» с участием пострадавшей и депутатского запроса, направленного в МВД Александром Коганом, дело сдвинулось с мертвой точки. Эксперты отмечают: на фоне роста числа киберпреступлений нехватка в органах МВД профильных специалистов стала особенно заметной. Для клиента, ставшего жертвой кибермошенников, это означает, по сути, устранение от проблемы и банка, и милиции. Его интересы, по замыслу законодателей, должны защитить нормы закона «О национальной платежной системе», вступающие в силу с нового года: в соответствии с ними банки в течение 24 часов будут обязаны возвращать на карты клиентов все средства по всем спорным операциям.

Эта ситуация не устраивает банковское лобби: по его общему мнению, такое положение вещей ставит под удар кредитные организации и создает определенные риски для системы в целом. Основной аргумент – то, что с момента вступления в силу этой части закона для мошенников появится возможность выводить деньги из банка, а потом обращаться в банк с требованием об их возвращении. Напомним, что в июне глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков обратился в Центробанк с предложением следующей поправки: банки не должны возвращать списанные с карт средства, если держатели передавали PIN-код и карту третьим лицам, а потом обращались в банк за возмещением. Критики данного предложения отмечают: факт передачи клиентом PIN-кода третьему лицу доказать практически невозможно, поэтому данная оговорка в законе не приведет к достижению желаемого результата. Именно в связи с этой дилеммой внесение лиц, заподозренных в мошенничестве, в единую базу данных может принести банкам реальную пользу.

Как отмечают банкиры, для полноценной работы такого проекта нужен ряд изменений в законодательстве. Государство должно взять на себя роль организатора и обеспечить правовую поддержку, а банки – совместно с регулятором решить, на какой площадке и в какой форме будет функционировать такая база данных.

Пока же, судя по отзывам тех, кому приходится расследовать киберпреступления, – российские банки далеки от идеи консолидации для решения данной проблемы. В ходе второй международной конференции « Борьба с мошенничеством в сфере высоких технологий. Профилактика и противодействие» начальник бюро специальных технических мероприятий МВД России Алексей Мошков отметил: банки охотно предоставляют информацию, если неприятности случились у них самих, но категорически отказываются помогать, если данные нужны для расследования инцидента, произошедшего в другой кредитной организации.

Источник: ИА Bankir.Ru