Онлайн-магазины становятся в России все более популярными, хотя реальный объем рынка характеризуется пока еще не очень большими цифрами. Как сообщает КоммерсантЪ, по оценке Минфина, объем российского рынка интернет-торговли сегодня составляет примерно 320-350 млрд. руб., 70-80% средств от этого количества находятся в теневом секторе. Минфин готовит соответствующие поправки к законодательству, которые обяжут онлайн-магазины с оборотом более 60 млн. рублей в год устанавливать оборудование по обслуживанию банковских пластиковых карт.

Эта инициатива вызывает сразу несколько вопросов. Непонятно, как будет оцениваться реальный объем проходящих через онлайн-магазин денег, если его деятельность ведется сразу несколькими мелкими юрлицами, как это зачастую делается в России с целью налоговой оптимизации.

Кроме того, процент по интернет-эквайрингу для онлайн-магазина в 3-6% зачастую практически равняется марже, которую зарабатывают эти магазины на перепродаже товара. А это уведет большинство онлайн-магазинов за грань рентабельности. Поэтому сейчас почти половина всех покупок производится за наличные, как свидетельствуют данные проведенных соцопросов. Это выгодно и магазинам и потребителям, которые традиционно консервативно относятся к использованию электронных денег, особенно при покупках в интернете.

Банкиры и производители электронного оборудования готовящимся поправкам Минфина радуются – у них появятся новые клиенты. А вот у владельцев онлайн-магазинов теперь прибавится головной боли по перестройке своей бизнес-модели. Соответственно, возникающие расходы будут заложены ими в цены на товары, так что в итоге расплатится за все эти новшества потребитель.

Комментирует Антон Павлов, заместитель начальника управления по работе с сегментом розницы Абсолют Банка:

- Мы не ожидаем резкого роста спроса на эквайринг после введения поправок. Онлайн-магазины должны сами прийти к пониманию, что возможность приема карт будет способствовать увеличению уровня продаж. Каждый интернет-магазин должен сам решить для себя, проводить ли ему налоговую оптимизацию, при этом теряя клиентов, приобретающих товары с помощью кредитной карты, либо устанавливать интернет-эквайринг и существенно увеличивать объемы бизнеса.

Комментирует Валентина Кузьмина, директор департамента платежных карт Промсвязьбанка:

- Действительно, популярность интернет-торговли растет, в том числе и обороты по операциям с оплатой по банковским картам. Законодательная инициатива позволит упорядочить интернет-торговлю, снизить риски клиента.

Комментирует Денис Дергачёв, начальник отдела развития карточных технологий УБРиР:

- Конечно, установка оборудования по приему карт - это положительный фактор для банков и для экономики в целом, так как это обеспечивает рост доли безналичного оборота и, вместе с тем, увеличивает степень его контроля. Но с точки зрения бизнеса, любое навязывание услуг всегда влечет за собой обратный результат. В конце концов, даже формальное исполнение закона (установка оборудования) будет являться для бизнеса выходом из ситуации. Таким образом, законодатель должен не просто навязать применение технологий по приему банковских карт, но и создать благоприятные условия для их существования в сети Интернет. Это очень непростая задача, ввиду того, что ценообразование на услуги интернет-эквайринга складывается из многих факторов, а участниками этого рынка одновременно являются 3 – 4 организации: международные платежные системы, кредитные организации, агрегаторы платежей и собственно сам бизнес.

Комментирует Константин Богомазов, заместитель председателя правления Локо-Банка:

- Мы считаем, что если интернет-магазины начнут массово принимать карты к оплате, то от этого выиграют все участники процесса. В первую очередь - сами торговые точки, т.к. практика показывает, что уже в первые месяцы после начала приёма платежей по банковским картам оборот увеличивается примерно на треть. Кроме того, у магазинов снижаются риски, связанные с перевозкой курьерами больших наличных сумм. Во-вторых, выигрывают покупатели интернет-магазинов, которые также перестают беспокоиться о необходимости предварительно обналичивать деньги на покупку. В-третьих, банки-эквайеры, которые могут, как предоставлять услуги по приёму платежей непосредственно на сайтах интернет-магазинов, так и при помощи мобильных POS-терминалов, и, соответственно, получать комиссионный доход. В-четвертых, государство, которое получит больше налогов от безналичных платежей.
Дополнительно усилится конкуренция на рынке интернет-эквайринга, что, в итоге, должно привести к снижению комиссий.