В сфере платежей происходит своего рода революция. В прошлом году был принят закон «О национальной платежной системе (НПС)», развивается проект «Электронное правительство», развиваются инновационные технологии во всех сферах обслуживания населения, включая банкинг, ритейл и госуслуги. Весь этот круг вопросов обсуждался на Третьем международном форуме «Инновации. Дистанционные сервисы, карты и платежи», организованном журналом «ПЛАС».

Революция в отрасли

Открыл форум президент НП «Национальный платежный совет» Андрей Емелин. Он рассказал, что задача некоммерческого партнерства – формирование совместно с регулятором безопасной НПС. После вступления в силу всех нормативных актов создастся совершенно новое правовое поле. Участники рынка получат время на адаптацию бизнес-процессов.

Но недостаточно просто урегулировать законы, нужно решить и более глобальные проблемы, которые стоят в сфере платежей. Ведется разработка и реализация стратегии развития НПС, участники рынка активно участвуют в этой работе. Что же до конкретных предложений, которые, например, касаются дискуссии о безналичных платежах, то Емелин считает, что наиболее правильно применение экономических мер. Требования по оснащению торговых точек должны тоже носить экономический, а не административный характер.

Еще одна задача – выведение новых технологий и моделей платежей. Наша банковская система старается успеть за технологическими новинками. Также ведется разработка стандартов деятельности платежных систем в рамках новых требований Банка России. Кроме того, Емелин сообщил, что в течение этого года определенные изменения появятся в законе о персональных данных. Глава НП «НПС» повторил, что теперь есть межотраслевой центр координации усилий, обладающий опытом и уверенностью, чтобы решить эти задачи, но их решение возможно только при участии сообщества.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Максим Карлик, начальник отдела мониторинга и анализа розничных платежей департамента регулирования расчетов Банка России, рассказал о том, что из-за развития современных коммуникационных технологий структура безналичных расчетов изменилась, но важнейшим ее элементом остаются банковские карты. В 2011 году эмиссию карт осуществляли более 680 банков, выпущено более 190 млн. карт. На рынке доминируют карты международных платежных систем, но по эффективности использования продукта отечественные платежные системы их превосходят. Однако в целом россияне по-прежнему предпочитают наличные деньги.

С принятием закона о НПС регулирование национальной платежной системы выходит на принципиально новый уровень, что открывает новые перспективы для развития розничной инфраструктуры. Банки теперь смогут привлекать банковских платежных агентов для проведения более широкого круга операций, чем это было предусмотрено ранее. Это позволит банкам сократить инвестиционные затраты, не открывать собственные офисы, а перепоручать ряд операций агентам.

Социальный аспект закона заключается в том, что клиент будет более информирован обо всех аспектах использования электронных средств платежа. Банк обязан предоставить уведомление обо всех операциях и, если клиент операцию не подтвердит, вернуть ему средства. Такова практика развитых стран.

Деньги на экране

Генеральный директор по России, странам СНГ и Юго-Восточной Европы Visa Стивен Паркер рассказал о тенденциях развития платежной индустрии в мире и в России. По его словам, Россия – очень интересный рынок, совмещающий черты развитых и развивающихся рынков. Особенность мирового рынка в XXI веке такова, что технологии развиваются все быстрее. Внедрение ТВ происходило десятилетиями, а планшеты получили огромное распространение за 2–3 года. Мобильные платежи также очень быстро растут, и это будущее индустрии платежей. Также быстро развиваются «интернет-деньги» – электронные деньги и платежи в соцсетях. В будущем все платежи будут совершаться либо со смартфона, либо с планшета. В России около 40% населения не пользуются банковскими услугами, и в этом большой потенциал рынка.

Алексей Маслов, исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет», рассказал, что цель этого объединения состоит в том, чтобы оказывать содействие развитию НПС в России, инновациям и стандартам в этой сфере, проводить исследование рынка в этой сфере. В качестве примера успешной деятельности Ассоциации Маслов привел следующий пример: на заседании экспертного совета Минфина 28 марта он выступил просьбой, чтобы министерство выступило с разъяснением по программам лояльности по картам. И уже 18 апреля Минфин дал разъяснение, что держатели карт, которые пользуются бонусами, не подпадают под налогообложение. Это показывает, что органы государственной власти готовы идти навстречу участникам рынка.

Виктор Достов, председатель ассоциации «Электронные деньги», рассказал, что влияние закона о НПС на отрасль огромно, закон очень обширный и местами спорный. Но в целом благодаря ему отрасль оказалась легитимизирована, прозрачна и разумно отрегулирована. Произошел резкий рост активности существующих игроков, в частности, пошли государственные платежи через электронные деньги. Единственное, что не очень понятно, – это цена регулирования.

Также Достов высказал мнение, что деньги становятся облачными. Раньше они были банковскими или наличными, но теперь само понятие «деньги» начинает размываться. Волшебные изумруды в онлайн-игре, в которой участвуют 50 млн. человек, ликвидны, на них можно купить все, что угодно. Человек уже не будет «заморачиваться», где лежат его деньги – на сотовом счету, на банковском счету или в электронном кошельке, платежи нельзя брендировать. Человеку будет все равно, кто его «оператор денег», так же, как его не волнует, кто у него оператор электричества или воды.

Транспорт по безналу

Отдельная секция была посвящена развитию инструментов бесконтактной оплаты, преимущественно на транспорте. Александр Захаров из «МегаФон/МегаЛабс» рассказал о развитии проекта по развитию бесконтактного проезда на транспорте в Петербурге. За 2,5 года к нему подключилось 340 тыс. пользователей. Но еще 400 тыс. пассажиров оплачивают наличными, в них есть потенциал роста рынка.

Технически это работает так – пользователь может использовать телефон с поддержкой NFC или sim-карту с соответствующим чипом и антенной. Антенна – это переходное решение. Бизнес-модель такова: оборудование, которое дается пользователю, для него дорого, но оператор субсидирует стоимость оборудования и зарабатывает на комиссии, на объемах, массовости. Выгоды – развитие мобильной коммерции, улучшение имиджа оператора, а для пользователя – получение комплексного сервиса. Перспективы – оплата проезда в пригодных электричках, проход в школы, питание в школах, паркинги, читательские билеты.

Замминистра транспорта правительства Московской области Олег Бегма сказал, что нужно создавать инфраструктуры оплаты всего, что связано дорожно-транспортным комплексом, – парковки, бензин, дорожная сеть и все сопутствующие сервисы. Сейчас существуют предоплаченные карты на заправках – но они разобщенные.

Похожая ситуация с общественным транспортом. На транспортном узле московского региона ежедневно осуществляется более 15 млн. поездок. Оборот исчисляется сотнями миллиардов рублей в год. На транспорт люди тратят больше, чем на мобильную связь. Но мобильные компании очень технологичны, а транспорт пока нет. Чтобы правильно организовать сервис по безналичной оплате, нужно определить круг участников проекта. Регулятор – департамент развития транспорта Москвы и министерство транспорта Московской области, также есть компании, управляющие транспортом, агенты, распространяющие билеты, и транспортные организации.

Какие проблемы существуют при организации безналичной оплаты транспорта? Мы, как регулятор, заинтересованы в том, чтобы результаты транзакции носили юридический характер. При оплате проезда используется большое количество социальных карт, и бюджет заинтересован в получении юридически значимой информации. Сейчас льготники передвигаются по всей территории московского региона на основании единой карты. Такое же единое пространство должно быть создано для всех жителей региона.

Владимир Жучков, начальник службы доходов Московского метрополитена, рассказал, что 80% продаж билетов приходится на кассы и 20% на автоматы. Основная проблема – очереди в утренние часы пик и в конце-начале месяца. Одно из решений этой проблемы – банковские карты с транспортным приложением. Сейчас в проекте участвуют 20 банков, выпущено 520 тыс. карт, в месяц происходит 2 млн. проходов. Ранее система расчетов между банком и метро осуществлялась постфактум. В прошлом году система изменилась: банки авансируют определенную сумму, равную затратам клиента за предыдущий месяц, и по результатам осуществляются более точные расчеты.

Второй проект – создание сервиса удаленных продаж. В метро установлено 1200 автоматов, которые продают билеты на одну и две поездки. Их доля составляет 82% в продажах. Пассажиров меньше волнует проблема цены поездок, они предпочитают быстрее приобрести билет, экономят время. Поэтому нужны удаленные продажи билетов в терминалах и банкоматах. Метро готово поменять бланки, перейти на транспортные карты. У метрополитена есть предложение от QIWI и «Элекснет» по организации продаж таких билетов, но метро также приглашает банки организовать работу в том же направлении.

Ольга Казанская, заместитель директора службы доходов и контроля Мосгортранса, также говорила о важности интеграции транспортных решений. Специфика наземного пассажирского транспорта такова: в нем 5 млн., пассажиров, четверть перевозок платная, высокая доля внутрисалонной реализации билетов. Транспортникам намного выгоднее продавать многоразовые билеты, чтобы не задерживать посадку. В этом смысле большой потенциал NFC-технологий и карт. Казанская сообщила, что Мосгортранс присоединяется к проекту Московского метрополитена по использованию банковских карт для оплаты проезда. Также ведется работа с мобильными операторами над внедрением технологии с использованием мобильных телефонов. «Мы надеемся, что такое разнообразие носителей позволит приблизить транспорт к случайному пассажиру. И город сможет разгрузить свои дороги», – сказала представитель Мосгортранса.

Ущерб не определен

Самой важной частью второго дня Форума стала сессия «Безопасность». Джереми Кинг, директор европейского отделения Совета по стандартам безопасности индустрии платежных карт PCI SSC, рассказал о важности использования стандарта безопасности. Растет количество транзакций через смартфоны, многие сервисы переводятся на «облака», и это делает бизнес многих компаний уязвимым. Использование стандартов не только позволит защитить бизнес, но и поможет бороться с преступностью.

Вице-президент Ассоциации Российских членов Европей (АРЧЕ) Евгений Балезин сообщил, что по степени социальной опасности (количество потерпевших) и по среднему уровню потерь на один случай рейтинг угроз таков: АТМ-скимминг, SMS/телефонное мошенничество и фишинг, вирусы и вредоносное ПО, проникновение в системы ДБО, украденные/потерянные карты, мошенничество в торговых точках, подставные торгово-сервисные предприятия, взломы и кража банкоматов.

Одним из способов борьбы становится Межбанковский информационный обмен в рамках АРЧЕ, ABISS, АРБ при поддержке ЦБ. Участие в закрытом форуме помогает выявлять точки компрометации карт. Уже 450 пользовательских сертификатов выдано представителям 150 банков, включая украинские, белорусские и казахстанские банки.

Цель Форума – обеспечить закрытый канал обмена данными при инцидентах с платежными картами и в области информационной безопасности. Деятельность Форума регламентирована правилами, которые утверждены советом АРЧЕ. По предложению Банка России и ABISS Форум дополнен разделом, связанным с обеспечением информационной безопасности при дистанционном банковском обслуживании.

Одна из важнейших проблем рынка в том, что нет объективных данных по потерям от мошенничества с картами. Эти данные собирают международные платежные системы и отдельные банки. Но консолидированной информации нет ни у кого, в том числе у регулятора. По словам Евгения Балезина, представители отрасли обсуждали эту проблему с Банком России, и, возможно, в отчетности ЦБ будут введены дополнительные пункты для внесения информации о таких потерях.

Павел Ложкин, заместитель генерального директора АНДЭК, рассказал о том, что изменится в сфере мошенничества в безналичных платежах. Глава 9 закона об НПС, которая вступит в силу 1 января 2013 года, поменяет ответственных на рынке электронной коммерции. Хорошо, что законодатель считает важным регламентировать вопрос о мошенничестве. Но как все это будет работать, пока непонятно (подробнее об этом можно прочитать в статье Павла Ложкина на Bankir.Ru).

Самое плохое, что банковская система не знает, сколько денег теряет на этих кражах. И пока не знает, как готовиться к принятию этого закона. Если деньги ушли в другой банк, их вернуть очень сложно, так как для этого нет юридических оснований. Обучать клиентов – благая, но сложная в воплощении идея. Контроль платежей – дорогое, но эффективное решение. Так или иначе, банкам нужны четкие правила действий при попытках хищений средств со счетов клиентов.