В конце апреля компания AHConferences в 12-й раз провела форум «Информационные технологии в финансовом секторе». Представители банков и ИТ-компаний оценили текущую ситуацию и ближайшие перспективы развития ИТ. Хотя некоторые выступления носили сугубо рекламный характер, в целом было достаточно интересно, но сказать, что с развитием ИТ в банках сейчас все ясно — нельзя...

ИТ-стратегия банка после кризиса

Стратегия каждого банка в области ИТ определяется прежде всего его бизнес-стратегией. Хотя после кризиса многие банки вернулись к докризисной стратегии роста бизнеса, полное возвращение к докризисной ситуации как в части бизнеса, и в части ИТ невозможно, многое изменилось как в самом бизнесе, так и его требованиях к ИТ, изменились и сами технологии.

Алексей Широких, вице-президент и главный исполнительный директор по ИТ ФК «Уралсиб», отметил переход к клиентоориентированному ведению банковского бизнеса, требования повысить его эффективность и конкурентоспособность. Для выполнения этих требований необходимо развивать работу с клиентами, дистанционные формы обслуживания, бизнес-аналитику, повышать качество данных, унифицировать и оптимизировать бизнес-процессы на базе CRM, BI и других технологий. При этом выдвигаются более сложные требования, функциональные и технические, к АБС и другим системам банка, что требует их замены и/или модернизации.

Алексей Широких особо выделил роль ИТ-директора, который должен способствовать повышению эффективности как бизнеса, так и ИТ-организации банка, расширяя сотрудничество между ней и направлениями банковского бизнеса.

Особая стратегия нужна, когда и бизнес, и ИТ-инфраструктура банка претерпевают резкие изменения за короткий срок. Это происходит, в частности, при слияниях и поглощениях. В декабре 2011 года Cetelem, подразделение потребительского кредитования группы BNP Paribas, и Сбербанк заключили соглашение о создании совместного банка, который будет работать под трендом Cetelem. Бизнес же Cetelem реструктуризуется и переводится в КБ «БНП Париба Восток». Виталий Татару, ИТ-директор Cetelem, сообщил, что для реализации этого перехода принята программа, состоящая из 18 проектов, которая должна завершиться к середине 2012 года. Почти во всех этих проектах есть подпроекты по ИТ. А на два проекта «Техническая инфраструктура» и «Подготовка платформы ИТ» приходится 47% объема работ и 62% общего бюджета программы.

Что касается общих задач ИТ в банках на ближайшее будущее, то Виталий Татару выделил интеграцию приложений на качественно новом уровне, усовершенствование фронт- и бэк-офисных систем, CRM как уже обязательная часть фронт-офиса, системы оптимизации бизнес-процессов (BPM), управление ИТ-инфраструктурой и оптимизация инвестиций в нее, поддержка мобильного банкинга.

АБС остается центральным звеном банковской ИТ-инфраструктуры, и ее возможности существенно определяют реализацию той или иной ИТ-стратегии банка. И практически все ИТ-директора, выступившие на форуме, говорили о важности развития этих систем.

Фото: AHConferences

Вадим Нисанов, директор департамента продаж управления корпоративных продаж по России компании R-Style Softlab, рассказал о связи между развитием ИТ в финансовом секторе и понятием «привлекательность», как фактора эволюции бизнеса. В продуктовом портфеле компании есть как инструменты для автоматизации внутренних (неклиентских) бизнес-процессов, так и решения, с которыми напрямую взаимодействуют клиенты банка. Практика показывает, что требования и ожидания клиентов к качеству сопутствующих сервисов выше, чем к качеству базовых функций систем. Эмоции, которые пользователь получает от общения с банком, проецируются и на основной вид деятельности кредитного учреждения. На примере проектов по внедрению дистанционных сервисов и кредитного фронт-офиса в некоторых банках («Российский Капитал», Сбербанке РФ, банки финансовой группы «Лайф») Вадим продемонстрировал аудитории все многообразие значений понятия «привлекательность».

ИТ-продукты компании ПрограмБанк в целом значительно выходят за рамки функциональности АБС, но Анна Чернобыльская, руководитель управления маркетингом этой компании, сосредоточилась на теме их быстрой окупаемости в средних банках.

Роман Стятюгин, директор по развитию бизнеса компании Diasoft, охарактеризовал ПО Flextera как АБС, обладающую всей основной функциональностью этого класса систем, выделив как основную особенность ориентацию на управление банковскими процессами с широким использованием точных, количественных показателей, что позволяет более полно их оптимизировать. Кроме того, использование таких показателей позволяет по-новому организовать диалог бизнеса и ИТ, включая обоснование ИТ-проектов.

…и конкретные проекты и технологии

Алексей Широких в своем выступлении процитировал тезис Ларри Буссиди: «Стратегия – это важно! Но исполнение стратегии – это ключ к успеху». А исполнение зависит от организации конкретных проектов и эффективного использования конкретных технологий.

Вячеслав Логачев из департамента вычислительных систем IBM, излагая представление корпорации IBM о роли ИТ в финансовом секторе, рассказал в основном об инфраструктурных решениях, включая их «облачные» варианты, и средствах бизнес-аналитики. Но IBM теперь предлагает не только инфраструктурные, но и прикладные решения для банков, например, для управления рисками.

Формирование отчетности различных видов в банках отчасти решается средствами АБС, широко используются с этой целью и собственные разработки банков, но для полного решения проблемы формирования отчетности необходимо создавать хранилища данных и использовать для работы с ними, по максимуму, аналитические комплексы или платформы. Хотя некоторые разработчики АБС и создали такие комплексы, например, ПрограмБанк с комплексом «Нострадамус», значительную часть рынка заняли специализированные продукты нескольких других фирм, включая «Неофлекс». Антон Спаринапти, старший менеджер по развитию бизнеса этой компании, рассказал о проекте по автоматизации выпуска управленческой отчетности в Национальном Резервном Банке. В этом проекте помимо собственных методик и продуктов «Неофлекс» использовались продукты IBM и SAP AG. Несмотря на некоторую «тяжеловесность» средств, включая сюда и стоимость, проект вызвал живой интерес аудитории.

Четкое изложение методических и технологических аспектов создания «облачных» инфраструктур и ИТ-сервисов дал Алексей Малашин, эксперт по решениям Vmware в России и СНГ. И своего рода продолжением его выступления стал доклад Антона Антонова, руководителя отдела развития каталога услуг компании DataLine, который рассказал о тех «облачных» сервисах, которые уже сейчас российские банки могут получить.