Госдума хочет подключить налоговиков к отслеживанию вкладов россиян в заграничных банках, пишет "Российская газета". Если законодательная инициатива будет поддержана думским большинством, ФНС получит право штрафовать юридических и физических лиц за сокрытие информации о таких депозитах.

Очевидно, эти меры направлены на предотвращение оттока капитала из России. Использование островных оффшоров, вывод денег через прибалтийские банки – популярные сегодня способы перенаправления финансовых потоков. Возможно, подключение ФНС к работе на участке, изначально закрепленном за Центробанком и Росфинмониторингом, создаст дополнительные барьеры на пути утечки капитала. Помимо этого, существует риск, что подобные инициативы лишь породят дополнительную кормушку для налоговиков. Предприниматели стонут под нажимом административного пресса – им и так не привыкать к дополнительным проверкам. Но тут возьмутся еще и за физлиц, а это – прямая угроза спокойствию состоятельных российских граждан. Наши долларовые миллионеры традиционно любят тихие заводи швейцарских и американских банковских гигантов – теперь им придется отчитываться обо всех вливаниях в чужие финансовые системы перед российской налоговой службой. Согласно экспертной оценке, подобная практика прямым или косвенным образом затрагивает вопрос сохранения банковской тайны.

Депутатская инициатива вызывает многочисленные вопросы, отмечают банкиры:

Директор департамента продаж и продуктов Росгосстрах Банка Вилен Ли:

- Есть вопросы по тому, каким образом ФНС будет получать информацию из зарубежных банков. Ведь это, прежде всего, вопрос соблюдения банковской тайны. Штрафы в размере 4-5 тыс руб при сравнении с суммами, которые россияне держат на своих зарубежных счетах, будут символическими и не заставят добровольно раскрывать информацию о своих сбережениях. Предлагаемые меры контроля счетов наших граждан за рубежом, на наш взгляд, не смогут принципиально повлиять на отток капитала из страны.

Начальник управления валютного контроля ЛОКО-Банка Надежда Ри:

- Здесь есть несколько спорных моментов.
Во-первых, что будет, если по какой-либо причине резидент предоставит уведомление не по установленной форме, а налоговые органы данное уведомление примут и проставят отметку о принятии? На кого будут налагаться штрафные санкции и, главное, какую ответственность будут нести налоговые органы, которые фактически не отследили нарушение, в то время, как резидент добросовестно подал требуемую информацию?
Второй момент: как резидент должен получать информацию об изменении реквизитов банка (и каких именно реквизитов)? Вряд ли стоит ожидать, что физические лица будут регулярно заходить на сайты банков и отслеживать изменения. Соответственно, велика вероятность нарушения обозначенных в законопроекте сроков подачи уведомления.
Не очень понятно также, что для инициаторов законопроекта более важно: сам факт наличия счета за рубежом, или какие операции проводятся по данным счетам и в каком объёме. Если счёт открыли и не уведомили, но никаких операций не было - это один вариант, а если уведомили, а отчёты не предоставляли и обороты "зашкалили" - это совсем другое.

Управляющий директор ООО «Банк БЦК-Москва» Николай Полунин:

- Исходя из той информации, что публикуется в открытых источниках, для меня остается нерешенным вопрос о том, как инициатива Госдумы будет реализована на практике и будет ли достигнут ожидаемый эффект? В настоящее время, насколько мне известно, в законодательстве России отсутствуют юридические основания, в соответствии с которыми ФНС могла бы предъявлять штрафные санкции физическим или юридическим лицам за сокрытие информации о наличие депозитов в зарубежных банках. По существующему законодательству, физические лица имеют право открывать счета за границей и обязаны только уведомить налоговую службу о наличие подобного счета. Но, в тоже время, закон не предписывает сообщать об остатках на этих счетах, что делает невозможным оценить реальный размер утекающего за границу по данному конкретному счету капитала. Данная инициатива могла бы, наверное, сработать, в случае, если бы речь шла об обязанности физических или юридических лиц уведомлять ФНС о размерах остатков на счетах, открытых за рубежом.
Вообще же, мне кажется, что в данном случае вопрос, скорее, относится к плоскости налаживания эффективного взаимодействия ФНС с зарубежными банками. К примеру, в Соединенных Штатах Америки со следующего года вступает в силу Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), суть которого сводится к тому, что кредитные организации - участницы FATCA, независимо от страны своей юрисдикции, обязаны предоставлять информацию налоговым органам США обо всех доходах (или операциях, которые могут быть трактованы как доходы) юридических или физических лиц - резидентов США. Насколько этот опыт окажется положительным - покажет время, но мне представляется, что мы вполне могли бы его уже каким-то образом учитывать. Поскольку этот закон как раз и пытается решить проблему взаимодействия зарубежных банков с налоговыми органами США. Пока же мы пытаемся решать проблему на уровне взаимодействия физического/юридического лица, являющегося резидентом Российской Федерации, и налоговых органов Российской Федерации. Но в этом случае проблема достоверности поступающей в органы ФМС информации не решается или решается не в полной мере. Ведь, если, к примеру, физическое лицо не уведомит налоговые органы о наличие счетов в зарубежных банках, то у ФНС сейчас, в общем-то, отсутствуют действенные способы получить эту информацию из других источников.
Потом, мне не очень понятен сам подход, разве наличие депозита за рубежом является противоправным деянием? За что будут взиматься штрафы? За непредоставление информации? В таком случае, почему такая обязанность возлагается на физические лица? Возможно, нашим законодателям следует подумать об аналоге американского FATCA, подписать соответствующие соглашения с иностранными банками и международными банковскими объединениями, предусматривающие обязательства банков сообщать в налоговые органы России о наличии счетов, принадлежащих ее резидентами, и об остатках на них. Я думаю, что до тех пор, пока у нас отсутствует четкое понимание, как именно выстроить эффективное взаимодействие треугольника «иностранный банк - держатель счета–резидент РФ - налоговые органы РФ» подобные инициативы просто не будут иметь желаемых результатов.