Низкий спрос на лизинг, по мнению участников круглого стола, был связан с тем, что потенциальные клиенты слабо представляли себе данный вариант сотрудничества с банками. Но сейчас практически половина клиентов лизинговых компаний – это те, кто попробовал данную услугу первый раз, и сейчас предпочитают ее кредитованию. Руководитель представительства «ВТБ24 лизинг» Дмитрий Хахулин отметил, что, начиная с 2010 года, спрос на лизинговые услуги с каждым годом растет. «После кризиса снова активизировались строительные организации – им понадобилось оборудование, задействованное на нулевом этапе строительства, – говорит эксперт. – Это экскаваторы, бурильные установки. Традиционно есть спрос на грузоперевозки. Сейчас стали проявлять активность и производственники». Эксперт отметил, что сегодня в лизинге предлагается все – от транспорта до недвижимости. Также в регионе активно создаются отдельные программы для начинающих предпринимателей, финансовое положение которых еще не является стабильным. В этом случае финансовый анализ иногда не проводится, если клиент вносит аванс. По словам директора Волго-Вятского регионального филиала «Сбербанк лизинг» Алексея Аптюшева, предприниматели наконец-то осознали, что лизинг – более выгодный вариант, чем кредиты. В первую очередь он выгоден предпринимателям, работающим в «белой» зоне, налог на прибыль для которых – реальная нагрузка. «Когда мы оцениваем клиента, то применяем взвешенный, системный подход. Идет оценка финансового состояния клиента, финансового результата, связанного с использованием приобретаемого предмета лизинга, – говорит Алексей Аптюшев. – Также мы рассматриваем риски, относящиеся к ликвидности имущества. Нам важно понять, сможем ли мы использовать оборудование или машину, если придется ее изымать?» Алексей Аптюшев отметил, что работающие в регионе банки ожидают роста спроса на рынке лизинга коммерческой недвижимости. Цены на рынке стабилизировались. Клиенты осознали преимущества долгосрочного лизинга, который позволяет минимизировать многие риски. Важно, что долгосрочный лизинг сопоставим по затратам с обычной арендой, но выгода более существенная: когда срок лизинга заканчивается, лизингополучатель становится собственником объекта недвижимости. На данный момент самым активным по спросу является лизинг железнодорожных составов, транспорта и оборудования. Но эксперты уверены, что будущее – именно за лизингом в сфере коммерческой недвижимости.

Директор регионального филиала «Лизинговой компании Уралсиб» Михаил Фанштейн перечислил несколько преимуществ лизинга по сравнению с кредитом. Во-первых, его проще получить. «Лизинговые компании, как правило, более лояльно смотрят на финансовое положение потенциального клиента, чем кредитные структуры, – говорит о плюсах лизинга Михаил Фанштейн. – Кроме того, мы предлагаем договоры на более длительные сроки». В-третьих, если условия договора со стороны клиента не выполняются, закон позволяет лизинговым структурам забирать полученное в лизинг имущество – судебная волокита сводится к минимуму. И даже если клиент становится банкротом, его имущество не попадает в залоговую массу. «Государство активно помогает представителям малого и среднего бизнеса, которые получают серьезную поддержку в виде компенсаций авансовых платежей. В том числе и за любой транспорт, кроме легкового, – комментирует Михаил Фанштейн. – Некоторым кажется, что лизинг не выгоднее кредитования, но на самом деле в плане компенсаций и снижения налоговой нагрузки он значительно эффективнее». Эксперт отметил, что компании выгодно сотрудничать прежде всего с небольшими предприятиями, так как необходимый им товар (чаще всего это транспорт) всегда ликвиден. Лизинг транспорта – это как раз тот рынок, где различные предоставляющие лизинговые услуги компании активно конкурируют между собой, стараясь разработать для клиентов более интересные программы. Когда есть предложение – всегда будет спрос. По словам Михаила Фанштейна, рост спроса на лизинговые услуги начал расти и в пищевой, и в химической промышленности, и на рынке складского оборудования. Количество различных предложений для клиентов также растет. Каждая работающая на рынке лизинговая компания старается сделать именно свое предложение наиболее выгодным и удобным. Даже к оценке проектов разные игроки рынка применяют разные подходы.

Начальник управления лизинга компании «Трансинкор» Тамара Пахоменко отметила, что значительный рост на рынке лизинговых услуг в 2011–2012 годах наблюдается в промышленности, коммунальном секторе и дорожном строительстве. Поэтому компания сделала ставку именно на эти сектора экономики. В Нижегородской области действует программа поддержки малого и среднего предпринимательства, по которой лизингополучатель получает компенсацию первоначального платежа по лизингу. Государство также активно поддерживает сейчас сельхозпроизводителей: предусмотрены льготы фермерским хозяйствам. Без государственных льгот лизинг был бы сельхозпроизводителям невыгоден, так как они уплачивают единый сельхозналог. «Но, как показала практика, именно сельхозпроизводители часто становятся «проблемными» клиентами. Причин тому несколько, – комментирует Тамара Пахоменко. – Во-первых, у них сезонный характер работы. Во-вторых, многие фермерские хозяйства сформировали свое понимание лизинга. Большинство считают предоставленное им в лизинг оборудование «своим» и начинают серьезно задерживать ежемесячные выплаты. Приходится постоянно напоминать, что при лизинге оборудование является собственностью лизингодателя». Итоги 2010 года показали, что большинство клиентов заинтересованы в программе поддержки малого и среднего предпринимательства по существенно сниженным ставкам. «Так как региональная программа будет развиваться и дальше, рынок лизинговых услуг также будет расти. Уверена, что только индивидуальный подход к клиенту дает гарантии долговременного сотрудничества», – резюмирует Тамара Пахоменко.

Директор ООО «Авторента» Вячеслав Мясковский отметил, что важную роль в работе на рынке лизинговых услуг играет страхование собственных рисков. «Это необходимость, без которой нам не выжить. Например, мы выстроили долгосрочные и эффективные отношения с честным и абсолютно прозрачным клиентом, и вдруг грянул кризис, – приводит пример эксперт. – Все стройки клиента встали, и нам приходится изымать 15 единиц спецтехники, а потом с большим трудом их продавать, чтобы хотя бы вернуть свое. Это извечная проблема всех игроков нашего рынка». Обратил внимание Вячеслав Мясковский и на более частные вещи, связанные с недоработками закона. Например, если клиент угнал взятую в лизинг машину, это считается не угоном, а мошенничеством. И в этом случае лизинговая компания не получает страховые выплаты. «Начиная с 2010 года, клиенты стали активно использовать операционный лизинг. Причем, многие клиенты не хотят выкупать оборудование, – комментирует Вячеслав Мясковский. – В этом случае договор заключается на определенный срок – чаще всего на три–четыре года. Клиент должен делать ежемесячные выплаты, получая за это в пользование оборудование. В этом случае его абсолютно не волнует будущее взятого в аренду оборудования после окончания срока договора». С каждым годом набирает обороты транспортный аутсорсинг: в этом случае в аренду берется не просто транспорт, а полное транспортное обслуживание. Западные компании уже давно привыкли к подобного рода услугам. Приходя на российский рынок, они ищут компании, которые могут обеспечить им подобный вариант сотрудничества. Со временем все больше и российских крупных компаний переходит на операционный лизинг. Таким образом они избавляются от непрофильных расходов – например, транспортных отделов.

Все участники круглого стола уверены, что лизинг будет набирать обороты. Среди трендов на ближайшие годы – развитие операционного лизинга, индивидуальный подход к каждому клиенту и рост различного рода предложений от игроков рынка.

 

Нижний Новгород.