Вчера Центробанк опубликовал в "Вестнике Банка России" перечень инсайдерской информации, которая с 1 января 2012 года подлежит раскрытию на официальном сайте ЦБ. Как следует из этого документа, с нового года неограниченному кругу лиц станет доступен широкий круг ранее закрытых сведений. При этом раскрытием на сайте Банка России данных о введении в отношении того или иного банка столь жесткой санкции, как запрет на привлечение вкладов, дело не ограничится. Секретом перестанут быть еще и сведения обо всех проводящихся в банках проверках, частично их результатах, а также данные о привлечении банка или его руководителя к административной ответственности, например, за нарушение антиотмывочного законодательства.

Такой транспарентности в отношении неограниченного круга лиц ни регулятор, ни поднадзорные ему банки не проявляли никогда. Впрочем, это не заслуга Центробанка. Он действует во исполнение закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации", вступившего в силу с 1 августа. В нем предусмотрена обязанность ЦБ составить перечень инсайдерской информации и публиковать обозначенные в нем сведения по конкретным банкам. Вносителем проекта этого закона на сайте Госдумы значится правительство. Инициатором и активным участником его разработки является ФСФР. Автором же большинства норм, касающихся банков, участники законодательного процесса называют депутата Госдумы шестого созыва, главу комитета по финансовому рынку Госдумы пятого созыва Владислава Резника.

У большинства опрошенных "Ъ" банкиров предстоящие изменения вызвали серьезные опасения. "В целом борьба за открытость — это хорошо и правильно, однако не всякая открытость приводит к позитивным последствиям,— выразил распространенное среди банкиров мнение и. о. предправления СБ-банка Андрей Егоров.— Ряд сведений, перечисленных в перечне ЦБ, например о проведении в банке внеплановой проверки, может иметь неоднозначную трактовку у клиентов и контрагентов банков, что грозит осложнением отношений на межбанке и даже оттоком клиентских средств". В конечном итоге все это может привести к росту недоверия к банкам и негативно отразиться на их ликвидности, а ситуация с ликвидностью сейчас и так очень непростая, резюмировал он. "Вообще, в ситуации с финансовыми посредниками, на мой взгляд, правильно исходить из принципа: деньги любят тишину,— говорит и замгендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников.— Раскрытие сведений о пусть даже официальных действиях, которые проводят в отношении банков госорганы, будь то ЦБ или следственные органы, чревато серьезными недоразумениями. Например, по моим субъективным ощущениям, раскрытие информации о применении к тому или иному банку мер воздействия со стороны регулятора ускоряет его конец и ухудшает итоговое финансовое состояние". Конечно, можно постепенно приучить рынок к наличию такой информации, но на первых порах ее раскрытие сопряжено с серьезными рисками, резюмировал господин Мельников.

Получить комментарии самого Центробанка об эффекте раскрытия до сих пор закрытой информации вчера не удалось. Однако судя по формулировкам, использованным в перечне инсайдерской информации, видно, что при его составлении регулятор осторожничал.

Так, хотя закон прямо относит к инсайдерской информации Банка России информацию о результатах проверок банков, формулировка, использованная ЦБ, выглядит достаточно обтекаемой. Из нее следует, что Банк России будет раскрывать "указание на возможность использования результатов проверки при принятии Банком России в отношении кредитной организации (ее филиала) решения, предусмотренного законодательством РФ". В отношении публикации сведений о санкциях к банкам по КоАП регулятор, видимо, тоже пока не определился, готов он выдавать нарушителей с именами или нет. По мнению банкиров, учитывая, что большая часть санкций по КоАП применяется к банкам за в основном технические нарушения антиотмывочного законодательства, публикация фамилий нарушителей еще больше усугубит и без того непростую ситуацию с кадрами в этой области. Напомним, после того, как ЦБ, следуя требованиям КоАП, стал штрафовать банки и банкиров за такие нарушения, банки столкнулись с оттоком квалифицированных кадров в области борьбы с отмыванием.

Впрочем, не все участники рынка склонны драматизировать ситуацию. "Эта мера будет способствовать повышению прозрачности банковской системы, если будет использоваться ко всем банкам одинаково, а не избирательно,— заявил предправления Юниаструм-банка Евгений Туткевич.— Мы живем в эпоху информационной прозрачности, когда вся информация доступна в интернете. Я считаю, что этого не нужно бояться". Сам Владислав Резник заявил "Ъ" следующее: "Я бы рекомендовал банкам соблюдать законодательство и требования Банка России, тогда у них не будет оснований опасаться негативной реакции вкладчиков и контрагентов, потому что последним попросту не на что будет реагировать".

Источник: Коммерсантъ