Исследование проводилось в декабре 2011 года, в опросе приняли участие 1200 респондентов в возрасте от 20 лет и старше, имевших хотя бы один опыт кредитования. Соотношение мужчин и женщин в представленной выборке было равным, при этом 49% опрошенных – жители Москвы и 51% – жители других городов-миллионников России. Аналогичные исследования регулярно проводятся Банком с 2007 года, что позволило оценить ряд показателей в динамике.

По результатам исследования, подавляющее большинство жителей мегаполисов (95%), независимо от социально-демографических характеристик, планируют делать подарки на Новый год. Эта цифра на 2% меньше, чем в прошлом году, однако очевидно, что большинство наших сограждан по-прежнему считают новогодние подарки важными и готовы потратить на них часть своего праздничного бюджета.

«Средняя сумма, которую россияне готовы потратить на приобретение новогодних подарков, в 2011 г. составляет около 9 000–9 200 рублей. По данным наших опросов, за последние 2 года она выросла на треть – в 2009 году средней была сумма 6 000 рублей», – отметил Евгений Сидоров, Директор по прямым продажам и маркетингу Банка Хоум Кредит.

 

Потребительские группы по объемам расходов на подарки:

В первую очередь, традиционно, подарки получат ближайшие родственники и члены семьи (более 50% респондентов), 36% сделают также подарки друзьям и 19% – коллегам по работе. Примечательно, что в прошлом году порадовать новогодним подарком коллег по работе собирались 24% опрошенных. Зато подарок любимому человеку собираются делать 13% опрошенных, что на 2% больше, чем в 2010 году). Возможно, на стоимости подарков для близких и любимых отразится увеличение суммы, которую респонденты намереваются потратить.

Согласно данным исследования, в этом году предпочтения мужчин и женщин при выборе новогоднего подарка совпали – 36% женщин и 23% мужчин отдадут предпочтение косметике и парфюмерии. Второй по популярности подарок у женщин – игрушки (33%), а у мужчин – бытовая техника (20%). На третьем месте у женщин стоит бытовая техника (21%), а у мужчин – игрушки (17%). В прошлом году мужчины называли в первую очередь бытовую технику и электронику, в остальном предпочтения не изменились. Кроме того, среди возможных подарков близким были названы одежда и обувь (14%), ювелирные изделия (10%), продукты, алкоголь и кондитерские изделия (9%), а также цифровая техника (7%).

В 2011 году жители Москвы готовы потратить на подарки чуть больше, чем жители других мегаполисов. Средняя сумма расходов на новогодние подарки у москвичей составляет 10 970 рублей (8 740 р. в 2010 г.), у жителей Санкт-Петербурга – 8 680 рублей, других городов-миллионников – 7 140 рублей. Мужчины намереваются потратить несколько больше, чем женщины – в среднем 10 840 руб. (10 280 руб. в 2010 г.) против 7 670 руб. (6 790 руб. – 2010 г.)

Опрос также выявил, что меньше всех на подарки готовы потратить респонденты в возрасте более 50 лет: их средняя сумма на покупку подарков – 8 760 руб., далее идут респонденты в возрасте 30–39 лет – 9 110 руб., за ними люди в возрасте 40–49 лет – 9 290 руб. (7 860 руб. – 2010 г.), а больше всего готовы потратить на подарки молодые люди (20–29 лет) – их затраты на покупку составят в среднем 9 460 руб.

РОССИЯНЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ КРЕДИТЫ НАЛИЧНЫМИ ДЛЯ ПОКУПКИ НОВОГОДНИХ ПОДАРКОВ

Жители мегаполисов позитивно относятся к идее взять кредит на покупку новогодних подарков. 21% опрошенных в 2011 году заявили, что не отрицают возможности взять кредит на покупку новогодних подарков. В 2010 году количество респондентов, ответивших положительно на этот вопрос, достигло рекордной отметки в 39% – россияне торопились совершить покупки, отложенные на время кризиса 2008-2009 годов, после чего, очевидно, спрос вернулся в прежние рамки.

Средняя сумма кредита, необходимого для приобретения новогодних подарков, несколько увеличилась и составляет 22 980 рублей (21 390 руб. в 2010 г.). Как москвичи, так и жители других крупных городов готовы взять кредит в среднем на срок до 6 месяцев.

 

Самым популярным видом кредита является кредит наличными – 40% респондентов, которые рассматривают возможность кредитования, выбрали бы именно этот тип кредита. Еще 35% использовали бы кредитную карту, 19% предпочли бы POS-кредит (кредит на месте покупки товара). В 2010 году, напротив, большинство опрошенных заверяли, что наибольший интерес для них представляет кредитная карта – так ответили 40% респондентов, на втором месте был кредит наличными – 38%, на третьем POS-кредит – 15%.

При этом у жителей разных регионов наблюдаются различия в спросе по типам кредита: 46% москвичей по-прежнему отдают предпочтение кредитным картам (44% в 2010 г.), а жители Санкт-Петербурга и других городов-миллионников выбирают в первую очередь кредиты наличными (40% в 2011 г. и 41% в 2010 г. соответственно).

На втором месте у москвичей – кредит наличными (40%), а у жителей Санкт-Петербурга – кредитная карта (35%), у жителей других городов – POS-кредит (35%). Третьим популярным видом кредитования у москвичей и жителей Санкт-Петербурга являются POS-кредиты (11% и 20% соответственно), а у жителей регионов – кредитная карта (14%).

«В этом году увеличилось число людей, готовых взять кредит на сумму от 30 тысяч рублей и выше, – говорит Евгений Сидоров, – Оно достигло 30% (в 2010 г. – 27%), в то время как кредиты на 5-10 тысяч рублей готовы взять только 17% респондентов (23% в 2010 г.), на сумму 10-30 тысяч рублей – 34% (41% в 2010 г.). Кредит на сумму до 5 тысяч рублей, как и в прошлом году, готовы оформить 7% ответивших. Изменение соотношения в пользу больших сумм говорит о том, что люди стали более комфортно чувствовать себя в отношении покупок в кредит, они более уверенно оценивают свои силы. Повлияло, безусловно, и то, что банки провели колоссальную работу по донесению преимуществ кредитных продуктов. Также важно, что банки стали предлагать более гибкие и выгодные условия, в том числе по кредитам наличными».

В ходе исследования были также отмечены некоторые гендерные особенности предпочтений по типам кредитов – женщины с большим энтузиазмом относятся к кредитным картам (39%) мужчины же чаще намерены воспользоваться кредитом наличными (43% предпочли бы этот тип кредитования). Примерно с той же вероятностью женщины готовы взять кредит наличными (38%), а мужчины воспользоваться кредитной картой (31%). POS-кредит как способ финансирования подарков на Новый Год более популярен у мужчин (22%), чем у женщин (17%).

Источник: ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»