Для борьбы с отмывочной деятельностью ЦБ предлагает банкам просчитывать риски по типу клиентов, пишет РБК Daily. В своем проекте нового положения Банк России обнародовал список признаков подозрительных сделок, на которые кредитным организациям следует обращать пристальное внимание.

По мнению регулятора, к таким признакам относится, в частности, интенсивный оборот наличности (в том числе в сфере розничной торговли), благотворительность и иные виды нерегулируемой некоммерческой деятельности, деятельность общественных и религиозных организаций, производство и торговля оружием, нестандартные и необычно сложные инструкции клиентов по порядку проведения расчетов. Особое внимание следует обращать на клиентов, имеющих статус публичного должностного лица. К характерным признакам отмывания денежных средств относится и излишняя озабоченность клиента банка вопросами конфиденциальности по совершаемой операции.

Глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян считает, что требования Банка России завышены. «Стали перебарщивать настолько, что уже утомили банки. Такое ощущение, что в кредитных организациях уже не банковской деятельностью должны заниматься, а повышением степени стерильности», — заявил Тосунян.

В свою очередь, председатель совета Ассоциации региональных банков «Россия» (АРБР) Александр Мурычев полагает, что такие подзаконные акты полезны банкам. «Реализация этого закона натыкается на массу противоречий. Характеристики каких-либо признаков, где банки должны быть осторожными и внимательными и больше запрашивать информации, мне кажутся положительными», — отметил Мурычев.

Усиливать борьбу с отмыванием средств необходимо, уверен консультант департамента Due Diligence  «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Андрей Чернявский . В 2011 году вступил в силу закон, по которому ЦБ обязан штрафовать банки и их сотрудников за нарушение любых норм антиотмывочного законодательства, напоминает он. С вступлением этого закона в силу количество административных правонарушений стало расти в геометрической прогрессии, а из-за штрафов из банков стали увольняться сотрудники, ответственные за борьбу с отмыванием.

Новые правила внутреннего контроля призваны смягчить ситуацию, полагает Чернявский. Перечень признаков, по которым банки могут определить подозрительные сделки, должен сделать работу соответствующих подразделений банков более эффективной.  «Конечно, новые правила потребуют от банков дополнительных ресурсов, но служить это будет благой цели, - утверждает эксперт. - В целом активизация борьбы с отмыванием средств, выявление сомнительных сделок и т.д. -  все эти преобразования идут в русле мировых преобразований в плане борьбы с отмывочной деятельностью».

По мнению генерального директора ОАО «Финотдел» Татьяны Юриной, некоторые требования ЦБ по оценке рисков клиентов действительно обоснованы и требуют повышенного внимания от банков при работе с такими клиентами. Это компании с непрозрачным бизнесом или целью  существования, сделки без экономической сути с запутанными схемами и  компании религиозной направленности, иностранные некоммерческие неправительственные и т.д., полагает эксперт.

«Но целый ряд рекомендаций и  разъяснений вызывают попросту улыбку, - продолжает Юрина. – Например, компании по производству и торговле оружием. Эта деятельность запрещена законом, и осуществлять ее могут только государственные корпорации и предприятия. И, если они занимаются такой деятельностью, то это предприятия комплекса ВПК, на которые  контроль банков на уровне 115-ФЗ вряд ли может повлиять существенно».

Другая крайность – рекомендация по пристальному вниманию к компаниям с повышенным денежным оборотом в сфере розничной торговли и общественного питания – также вызывает недоумение, говорит Юрина: «Ни для кого не секрет, что такие расчеты идут в основном наличными, и даже те граждане, кто получают зарплату на банковские карты, стремятся снять все в первый же день, а сами компании частично закупаются за наличный расчет  на оптовых базах (товар или продукты для общепита)».

Совсем ставит в тупик ситуация, когда погашение просроченной задолженности банку от должников должно расцениваться как признак риска, продолжает эксперт. «Если клиент не платил по кредиту, чаще всего именно по причине отсутствия денег, и вдруг вернул долг, то понятно, что эти денежные средства появились у него внезапно (возможно он их занял, одолжил и т.д.), - поясняет Юрина. - Это как раз нормальная, экономически понятная ситуация, возмещение всех усилий банка по возврату долга. Непонятно, почему возврат долгожданного долга банки должны воспринимать как фактор риска  для оценки клиента».       

Вопрос соблюдения закона № 115-ФЗ особенно волнует ЦБ в связи с перспективами вступления России в ВТО, однако всегда важно помнить о разумности мер и рекомендаций для их воплощения в жизнь, резюмирует эксперт.

Напомним, что в 21 ноября вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ, вносящий изменения в закон о противодействии легализации преступных доходов и Кодекс об административных правонарушениях. Согласно поправкам, кредитные организации, в частности, больше не должны согласовывать правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ и изменения к ним с контролирующими органами.

Однако отказ от процедуры согласования ПВК имеет не только плюсы, но и минусы. «Процедура согласования при всех «но» была определенной страховкой для банков от рисков предъявления претензий относительно содержания ПВК в дальнейшем. Существует понимание, что отказ от этого инструмента увеличивает вероятность возникновения ситуаций, когда уверен банков и регулятора относительно содержания правил могут не совпасть» - отмечает заместитель директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ Илья Ясинский.