Сбербанк хочет подмять под себя очередной рынок – на этот раз он замахнулся на ИТ-решения в банковской сфере, пишут Известия.Ру. Крупнейшая в стране кредитная организация намерена продавать свои программные продукты сторонним структурам.

Непосредственно заниматься этим будет «дочка» Сбербанка – ЗАО «Сбербанк-Технологии» («СберТех»), созданная летом этого года для ведения проектов в сфере IT. Гендиректором IT-«дочки» Сбербанка стал бывший глава холдинга Rambler и экс-гендиректор IBS DataFort Денис Калинин.

Как рассказал старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский, речь идет о продуктах, либо аналогичных, либо созданных на базе CRM (cистема управления взаимоотношениями с клиентами), ERP (система планирования ресурсов предприятия), BPMS (управление бизнес-процессами и административными регламентами), хранилище данных, интернет-банкинге и многом другом. Всего Сбербанк сейчас ведет более 200 стратегических проектов в сфере информационных технологий и готов «выпустить джинна из бутылки».

Опрошенные «Известиями» банки к новой инициативе крупнейшего на их рынке игрока пока относятся настороженно. В то же время, по мнению члена комитета Госдумы по финансовому рынку Павла Медведева, технологии Сбербанка могут быть весьма востребованы небольшими банками, у которых нет средств и мощностей для создания собственных решений. А глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков полагает, что IT-продуктами «Сбера» заинтересуются даже крупные кредитные организации.

Сложно что-то сказать про IT-продукты Сбербанка, которые банк намерен продавать другим организациям, комментирует эксперт департамента оценки «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев, ведь пока неясно, что это за продукты. Сбербанк давно занимается внедрением новых IT-решений в бизнес-деятельность, но непонятно, что именно он хочет предложить потенциальным клиентам -  какую-то новую программу либо IT-продукт с теми бизнес-решениями, которые применяются в самом Сбербанке. «Второй вариант, наверное, был бы более предпочтителен, - полагает Клюев. - Все-таки Сбербанк не является профильной IT-компанией, а над стандартизацией банковских решений и разработкой сервис-ориентированной архитектуры бьются ведущие компании из мировой IT-индустрии».

Директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab Алексей Кирюшенков предполагает, что Сбербанк «взял курс на трансформацию кредитной организации в иное качество, основанное на предоставлении клиентам инновационных продуктов и услуг, а также на переходе к клиентоориентированной  модели бизнеса». Платформой для реализации этой цели стала именно ИТ-инфраструктура, которая подверглась глубокой модернизации, уверен эксперт: «Вместо локальных «очагов информатизации» банк формирует централизованный и унифицированный набор ИТ-сервисов. На этой волне создание собственной аутсорсинговой ИТ-компании вполне ожидаемо».

Кроме того, по словам Кирюшенкова, во вновь образованную структуру вошли известные и высококвалифицированные на ИТ-рынке персоны. «Являясь номером один на финансовом рынке России, Сбербанк держит высокую планку «прорывных» инноваций, которые касаются не только увеличения уровня информатизации, но и изменения привычных консервативных взглядов на характер банковского бизнеса. Совокупность этих факторов указывает на то, что идея продажи Сбербанком собственных ИT-продуктов и услуг сторонним организациям имеет все шансы на успех», - полагает Кирюшенков.

В то же время Алексей Кирюшенков сомневается, что речь идет о продаже программного обеспечения в классическом виде: « С одной стороны, нецелесообразно конкурировать с вендорами, специализирующимися на разработке промышленных ИТ-решений для финансовых институтов; с другой, продавая собственные технологические «ноу-хау», высок риск потерять конкурентные преимущества».

«Учитывая, что Сбербанк – это, прежде всего, кредитное учреждение, я думаю, что продажа собственных ИТ-продуктов и услуг сторонним организациям будет осуществляться исходя из  бизнес-целей и интересов клиентов банка, - резюмирует Кирюшенков. - Например, в случае создания единого сервиса ДБО для пользователя, который обслуживается одновременно в нескольких банках».