Закон о национальной платежной системе уже действует, но некоторые эксперты, в пылу многолетней полемики слегка потерявшие чувство реальности, до сих пор говорят о нем так, как будто закон еще не принят и всегда есть возможность отыграть назад. На форуме «Пластиковые карты, электронные деньги и инфраструктура платежей в России» президент Ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов задал двум членам президиума вопрос: «Если бы у вас была волшебная палочка, то какую норму этого закона вы бы изменили?»

Генеральный директор платежной системы VISA в России Стивен Паркер, назвавший наш многострадальный закон о национальной платежной системе «чтивом на ночь на прикроватной тумбочке», мечтательно сказал, что он бы сократил в нем  все, что приводит к удорожанию бизнес-процессов. А слегка растерявшийся от неожиданного вопроса начальник управления развития розничных платежей Банка России Вадим Кузнецов заявил, что он не стал бы размахивать волшебной палочкой. Конечно, это не является официальной позицией регулятора, но в целом мысль выражена вполне доходчиво. Мол, хватит уже переливать из пустого в порожнее. Платежный ландшафт уже изменился, и надо работать в новых условиях.

«Со стороны банковского рынка существует непонимание некоторых норм закона. Это произошло потому, что банковская методология в последние годы была частично принесена в жертву бизнес-процессам», — прокомментировал ситуацию Кузнецов, рассказывая о новых возможностях, которые закон открывает перед банковской розницей.

По мнению эксперта, тот факт, что банкам разрешено практически бесконечно наращивать собственную инфраструктуру с помощью платежных агентов, говорит о том, что в короткие сроки без особых затрат при желании можно охватить банковскими услугами всю страну. При этом регулятор не намерен душить этот прогресс. В своем всего трехстраничном письме по этому поводу Банк России определил лишь некие горизонты регулирования по платежным агентам, а всю конкретику отдал на откуп самим банкам, чтобы те работали по этому направлению так, как им удобно. Лишь бы в погоне за прибылью не забывали об управлении рисками.

Четыре банка уведомили регулятора о том, что намерены выпускать корпоративные электронные средства платежа для перевода электронных денег. Конечно, тот факт, что с ними могут конкурировать компании с уставным капиталом, эквивалентным, по словам эксперта, «стоимости трехкомнатной квартиры в Бирюлево» — это серьезный вызов. Но если гнаться не только за количеством, но и за качеством этой услуги, то такие продукты будут востребованы на рынке, и потребители все же будут больше доверять банкам, чем кому попало.

Представитель регулятора напомнил и о социальном аспекте, хотя соответствующие положения закона о национальной платежной системе вступят в силу только полтора года спустя. Если сегодня все риски по использованию банковской карты несет сам клиент, и ему же необходимо доказывать, что он не сообщал никому пин-код, не совершал транзакции, не оставлял карту без присмотра и вообще он не верблюд, то очень скоро все это станет проблемами исключительно банка, а не потребителя. По мнению эксперта, банкам дано разумное количество времени, чтобы они успели привести свои бизнес-процессы в соответствие с этой социальной нормой.

Стивен Паркер рассказал о планах платежной системы VISA, которая твердо намерена стать социально важным платежным оператором, даже несмотря на тот факт, что ее уже существенно отодвинули от проекта универсальной электронной карты в пользу конкурента MasterCard. Эксперт отметил, что доволен тем фактом, как разработчики закона прислушивались к мнению представителей платежной системы и учитывали их замечания. И пообещал России просто манну небесную, которая повалит во время зимней Олимпиады в наших сочинских субтропиках.

Поскольку VISA является спонсором Олимпийских игр уже двадцать пять лет, здесь накопилась интересная статистика, сколько денег тратится на таких грандиозных сборищах болельщиков. К примеру, в Ванкувере за семнадцать олимпийских дней гости города потратили $115 млн. Так что у Сочи все впереди, и тщательнее тренироваться нужно не только спортсменам. И вообще, учитывая географические размеры России и факт, что менее четверти населения страны являются потребителями финансовых услуг, любые планы можно назвать оптимистичными.

Наибольший градус дискуссия приобрела во время обсуждения проекта универсальной электронной карты. На то, чтобы из набившего оскомину проекта превратиться в реальность, у УЭК осталось всего три месяца. Как сообщил на конференции докладчик от отдела развития институтов обеспечения доступности государственных и финансовых услуг Министерства экономического развития России Антон Плесков, из двадцати дел, необходимых для успешного старта этой «ракеты» с логотипом УЭК на борту, осталось завершить четыре недоделки. При этом, как водится, напоследок остается самое главное.

Так банкирам до сих пор непонятно, кто должен финансировать эмиссию и создание инфраструктуры для универсальной электронной карты, если банки захотят присоединиться к проекту в надежде на нем заработать? На сегодняшний день семь банков уже в списке участников проекта, а еще 89 кредитных организаций подали заявки на участие в этом модном тренде, что должен со временем заменить человеку паспорт, страховой полис, водительские права, пенсионное удостоверение и родную маму. Объем эмиссии предположительно составит более 100 млн. карт. Тем не менее, банкирам также не до конца ясно, как начать проект, когда еще нет полномасштабного технического решения этой проблемы в тех же регионах.

Президент вроде сказал, что финансирование проекта должно происходить, в частности, за счет региональных бюджетов и участников рынка. Но все это было сказано очень неконкретно и витиевато. При этом банковский рынок разделился на два лагеря – тех, кто понимает, как на этом заработать, и тех, кто не понимает.

Начальник управления универсальных электронных карт банка Уралсиб Андрей Леонов сообщил, что его банк в числе участников проекта как эмитент и эквайр намерен создать УЭК как новый продукт в линейке розничных продуктов. «Участие в этом коммерческих банков интересно не только с имиджевой, но и с экономической точки зрения», — считает эксперт из лагеря понимающих.

Но, судя по тому, что из зала прозвучал наивный вопрос о том, какой именно банк будет заниматься эмиссией, когда универсальная электронная карта «пойдет в народ» в уведомительном порядке, непонимающих на профессиональном рынке тоже достаточно. Кстати, чиновник из Минэкономразвития честно ответил на это, что роль уведомительного эмитента достанется тому, кто выиграет конкурс.