Рейтинги ВЭБа отражают мнение Fitch о вероятности поддержки в случае необходимости от российских властей (долгосрочный РДЭ Российской Федерации "BBB"/прогноз "Позитивный"). Данное мнение основано на статусе ВЭБа как банка развития, на взаимосвязи большинства направлений деятельности данной финансовой организации с проводимой государственной политикой, на значительном объеме финансирования и капитала, которые банк получает от государства, а также на тесной связи банка и российских властей, в частности за счет того, что председателем наблюдательного совета является Председатель Правительства Российской Федерации.

В то же время "Стабильный" прогноз по долгосрочным РДЭ ВЭБа отражает ожидания Fitch, что рейтинги банка, вероятно, не изменятся в случае повышения долгосрочного РДЭ Российской Федерации до уровня "BBB+". Это в свою очередь учитывает мнение Fitch, что в случае серьезного финансового стресса российские власти могут прекратить предоставлять поддержку ВЭБу и другим квази-суверенным организациям, в том числе в плане обслуживания ими долга, до того как суверенный эмитент сам допустит дефолт по своим обязательствам.

Баланс ВЭБа отражает 4 основные направления его деятельности: предоставление кредитов на развитие крупнейших российских компаний, инвестиции на внутренних рынках капитала, предоставление субординированных кредитов российским банкам и финансовое оздоровление банков, испытывающих трудности. Выдача субординированных кредитов, а также значительная часть помощи банкам, испытывающим сложности, были профинансированы за счет заимствований от государства (которые вместе составили 52% консолидированных пассивов ВЭБа на конец 1 кв. 2011 г), включая депозиты на 400 млрд. руб. от Фонда национального благосостояния и средства в размере 210 млрд. руб. от Центрального банка России.

Инвестиции в ценные бумаги составляли значительную долю: 27% консолидированных активов банка в конце 1 кв. 2011 г., несмотря на формальное сокращение программы поддержки рынка, начатой во 2 половине 2008 г. Большинство этих вложений приходилось на долю акций, что приводит к заметной волатильности прибыли ВЭБа и представляет собой существенный рыночный риск, поскольку они были равны 61% собственного капитала ВЭБа на конец 1 кв. 2011 г.

Кредиты развития составляли менее 40% консолидированного кредитного портфеля банка на конец 2010 г., хотя менеджмент сфокусирован на увеличении этой части портфеля в 2011 г. Ожидается существенный объем нового кредитования нефтехимической отрасли, а также строительного сектора в связи с проведением Зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 г. (эти кредиты гарантированы государственной корпорацией Олимпстрой). Остальная часть портфеля была представлена кредитами на покупку активов у банка "ГЛОБЭКС" ("BB"/прогноз "Стабильный"), которому была оказана помощь, когда он испытывал трудности, а также другими сделками, не связанными с предоставленным ВЭБу мандатом института развития, но одобренными наблюдательным советом.

Уровень проблемных кредитов был относительно умеренным и составлял 6,7% на конец 2010 г., хотя к категории "непросроченные, но обесцененные кредиты" относилось еще 21,4% кредитного портфеля. Резервы по МСФО покрывали суммарные проблемные кредиты (обе вышеуказанные категории) лишь на 55%. В то же время Fitch отмечает, что точную оценку обесценения по портфелю ВЭБа затрудняет долгосрочный характер большинства кредитов, предоставленных на цели развития.

ВЭБ существенно увеличил заимствования на финансовых рынках в ожидании роста своего портфеля кредитов развития. В 2010 г. банк выпустил еврооблигации на сумму 3,2 млрд. долл., а за 8 месяцев 2011 г. ВЭБ привлек более 120 млрд. руб. (4 млрд. долл.) на международных рынках капитала (главным образом посредством межбанковских кредитов). При этом краткосрочные потребности в рефинансировании являются умеренными и представлены погашениями заимствований у зарубежных банков на сумму 335 млн. евро (13 млрд. руб.) в октябре 2011 г. и 355 млн. долл. (11 млрд. руб.) в 2012 г.

В то время как доходы ВЭБа от основной деятельности в качестве банка развития являются достаточно умеренными, чистая прибыль поддерживалась существенными доходами от восстанавливающегося российского фондового рынка, что компенсирует расходы на оказание помощи в 2009-2010 гг. Эти доходы способствовали поддержанию регулятивного показателя достаточности капитала у ВЭБа на уровне 20%, что значительно выше внутреннего требования в 10%, указанного в его меморандуме о финансовой политике. В то же время это следует рассматривать с учетом моментов неопределенности, связанных со степенью потенциального обесценения кредитов, и существенных рыночных рисков.

Проведенные рейтинговые действия:

Долгосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне "BВВ", прогноз "Стабильный"
Долгосрочный РДЭ в национальной валюте подтвержден на уровне "BBB", прогноз "Стабильный"
Краткосрочный РДЭ подтвержден на уровне "F3"
Рейтинг поддержки подтвержден на уровне "2"
Уровень поддержки долгосрочного РДЭ подтвержден на уровне "BBB"
Приоритетный необеспеченный долг: долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне "BBB".

 

Источник: Fitch Ratings