Напомним, ранее Челябинское УФАС России приняло решение о признании заключенных ОАО АКБ «РОСБАНК» соглашений со страховыми компаниями СЗАО «Стандарт-Резерв», ЗАО «Московская акционерная страховая компания», ОСАО «Ингосстрах», ООО СО «Сургутнефтегаз», ОАО «Военно-страховая компания», ОАО «Росстрах», ООО «СК «Согласие», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «САК «Энергогарант», ООО «Росгосстрах-Урал», ООО СК «Цюрих. Розничное страхование», ОАО ГСК «Югория», ЗАО «СГ «Спасские ворота», ЗАО «ГУТА-Страхование» и ОАО «МСК» противоречащими Закону о защите конкуренции.

Антимонопольный орган установил, что ОАО АКБ «РОСБАНК» заключило с данными организациями договоры о сотрудничестве, являющиеся обязательным условием для подтверждения аккредитации указанных страховых компаний в банке.

Аккредитованные страховые компании в период с 2007 г. по 2009 г. осуществляли страхование рисков клиентов банка в рамках реализации программ по автокредитованию. Так, при намерении приобрести автомобиль на кредитные средства в банке заемщик сталкивался с закрытым перечным страховщиков рисков клиента.

При этом страховые организации, не имеющие с банком соглашений о сотрудничестве, фактически не имели возможности побороться за клиентов банка, предложив им свои услуги. Гражданину, обратившемуся в банк с целью получения ипотечного кредита и представившему полис страховой компании, не имеющей с банком соглашений, могло быть отказано в выдаче кредита.

Таким образом, банк и страховые организации, ограничивая конкуренцию на рынке страховых услуг, получали взаимную финансовую выгоду. Банк, навязывая заемщикам указанные страховые компании и их услуги, получал от страховых организаций агентское вознаграждение, а последние расширяли свою клиентскую базу и, как следствие, получали прибыль от страхования заемщиками жизни и риска трудоспособности.

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России признало заключенные ОАО АКБ «РОСБАНК» со страховыми компаниями договоры о сотрудничестве противоречащими п.4 и 8 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции и выдало банку предписание о перечислении в федеральный бюджет полученного в результате данного нарушения дохода в размере 4 582 658 руб.

Согласно п.4 и 8 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами; к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

ОАО АКБ «РОСБАНК», не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области. Суд первой инстанции отменил решение и предписание Челябинского УФАС России.

Однако в Восемнадцатом арбитражном апелляционном суде антимонопольному органу удалось доказать правомерность своего решения и предписания.

Источник: Челябинское УФАС России