Эксперты объясняют это укреплением позиций американских банков.
Консалтинговая компания Brand Finance опубликовала ежегодный рейтинг 500 крупнейших банковских брендов мира по итогам 2010 года, составленный совместно с The Banker. В рейтинг вошли восемь российских банков, в то время как по итогам 2009 года их было десять. Общая стоимость брендов российских банков, попавших в рейтинг, по сравнению с прошлым годом увеличилась на $514 млн, до $15,9 млрд. Сбербанк, который по итогам 2009 года попал в топ-20, заняв 15-е место, опустился на 19-е, при этом стоимость его бренда превышает $12 млрд, что на 6,5% больше, чем год назад. При этом за 2009 год стоимость бренда крупнейшего российского банка увеличилась на 160%. Снижение темпов роста стоимости бренда Сбербанка аналитики Brand Finance объясняют неопределенностью экономики России в целом.

ВТБ по итогам 2010 года переместился с 83-го на 93-е место (в 2008 году — 76-е). Стоимость бренда ВТБ также снизилась — на 1,8%, до $1,79 млрд. Объяснений этому в комментариях к рейтингу нет. Аналитики также не видят оснований для ухудшения позиций ВТБ. "Если в 2009 году действительно были какие-то опасения, связанные с низкими финансовыми показателями ВТБ и большой долей получаемых залогов по кредитам, то в 2010 году ситуация для банка стабилизировалась",— говорит аналитик "Совлинка" Ольга Беленькая.

Стоимость бренда Банка Москвы выросла на 29%, до $842 млн, что позволило ему подняться со 182-го на 166-е место в рейтинге. Причиной роста стоимости бренда стал рост прибыли. Впрочем, аналитики Brand Finance указывают, что для Банка Москвы существуют риски снижения позиций в рейтинге из-за предстоящей продажи доли правительства Москвы в капитале банка. Среди других российских банков, попавших в рейтинг, оказался Росбанк, который по итогам 2009 года выбывал из рейтинга, сейчас его бренд оценивается в $246 млн (372-е место). На 40%, до $238 млн, выросла стоимость бренда "Уралсиба" (387-е место), а рост этого показателя у банка "Зенит" составил 36,7%, теперь его бренд оценивается в $190 млн (452-е место).

Впервые в рейтинг Brand Finance попали банк "Санкт-Петербург" (занимает 474-е место со стоимостью бренда $180 млн) и Транскредитбанк (480-е место, $178 млн). В то же время не смогли сохранить свои позиции и остаться в топ-500 банк "Возрождение" (в 2009 году занимал 363-е место), "Русский стандарт" (160-е место), МДМ-банк (237-е место) и Номос-банк (337-е место).

Незначительное увеличение общей стоимости брендов российских банков, а также снижение позиций двух крупнейших банков происходят на фоне укрепления позиций западных банков. "Можно предположить, что это основная причина снижения в рейтинге позиций российских банков, так как объективных причин для этого не было: в 2010 году большинство из них прошли кризис и начали получать прибыль",— говорит аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов. Аналитики Brand Finance отмечают, что после сложного периода многие банки (в основном американские) вновь начали подниматься. Исключение составил лишь Citi, опустившийся с 5-го на 9-е место. Из первой десятки выбыл Goldman Sachs, который в прошлом рейтинге занимал седьмое место, а в этом — 16-е (стоимость его бренда сократилась с $13,9 млрд до $13,4 млрд).

В рейтинге стран по совокупной стоимости банковских брендов занимает США — 90 брендов, $230,7 млрд. На втором месте — Китай (20 брендов, $78 млрд), тройку лидеров замыкает Великобритания (20 брендов, $74,9 млрд). Россия заняла 13-е место — 8 брендов, $15,7 млрд.

Источник: Коммерсантъ