Конференция по инвестициям в гостиничный бизнес России и стран СНГ (RHIC), прошедшая в гостинице Renaissance Moscow Monarch Centre Hotel 25-27 октября собрала 375 делегатов из 29 стран. Половина участников – россияне. Это был уже шестой трехдневный форум, на который съезжаются эксперты мировой гостиничной отрасли для изучения бизнес-возможностей, поиска партнеров, а главное – для того, чтобы лучше понять российский рынок и осознать, чем они рискуют, входя в него.

Для тех, кто сделал прием гостей своим бизнесом, олимпийский факел уже пылает – главные инвестиции от сетей иностранных отелей международного класса, похоже, уйдут в Сочи. Именно об этом городе заинтересованно думают зарубежные инвесторы, считая теоретическую прибыль, которую им может принести русская «белая» Олимпиада.

В рамках конференции некоторые лучшие умы гостиничного бизнеса встретились с журналистами и поделились своими впечатлениями о том, как работают их отели в нашей стране. Майкл О’Хэйр, управляющий директор Horwath HTL Hungary&Russia, отметил, что ситуация на гостиничном рынке стала более оптимистичной. Российские банки готовы давать кредиты на развитие сети отелей, правда, проценты у них, по сравнению со всем остальным цивилизованным миром, просто заоблачные. Поэтому некоторые инвесторы предпочитают не связываться с банком, а вложить собственный капитал, многократно увеличив при этом свой риск.

Но это не столь большая проблема, ведь срок окупаемости отеля, построенного в России с нулевого цикла – тоже рекордный для всего мира. За рубежом средний срок окупаемости пятизвездочного отеля составляет 7 лет. У нас есть примеры, когда отель начинал приносить чистую прибыль своим хозяевам уже через четыре года после того, как экскаватор вырыл первый ковш земли на строительной площадке. И это несмотря на то, что в Москве около 40% стоимости всего строительства составляет только цена земельного участка. Один из ярких примеров быстрого оборота – гостиница «Холидей Лесная» на Сущевском валу в Москве. Правда, эксперты отметили, что здесь самый дорогой номер в мире, если сравнивать с ценами этой сети в других странах.

Колеса прибыли крутятся быстрее потому, что стоимость строительства в России на 20-30% ниже, чем во всем мире. А стандарты строительства в принципе не уступают зарубежным, особенно если за ними внимательно следить, не полагаясь на знаменитый русский авось. Между тем, в России, как говорится, еще копать и копать, ведь, по мнению иностранных экспертов, в такой большой стране просто голову преклонить негде – большая нехватка гостиниц. Особенно отелей международного класса в городах-миллионниках. Две столицы не считаются.

Как сообщила Элизабет Рэндалл, управляющий директор STR Global, самые лучшие показатели по занятости гостиничных номеров, разумеется, в Москве и в Петербурге. Причем, невооруженным взглядом видна тенденция: если в столице достаточно держать уровень цен стабильным и номер все равно будет занят, то в «северной столице» периодически приходится предлагать гостям хорошие скидки.

По мнению зарубежных экспертов, самый большой спрос в России на бюджетные гостиницы среднего класса. Поэтому операторы будут фокусироваться именно на этом сегменте рынка. Майкл О`Хэйр полагает, что выиграют те компании, которые сумеют удовлетворить спрос этого сегмента по всей стране. Он две недели назад посетил Красноярск и до сих пор пребывает в легком шоке, сделав для себя открытие, что в столице одного из богатейших по ресурсам региона есть лишь несколько затрапезных гостиниц советского образца, и нет ни одной международного класса. «Это самые популярные и разумные инвестиции – развивать гостиничный бизнес в крупных региональных городах. Если открыть в том же Красноярске «Хилтон», все номера в нем будут заняты. Люди любят бренды», - заявил эксперт.

Что может заставить инвестора отказаться от проекта в чистом поле без конкурентов? Транспортная проблема. Если в городе нет международного аэропорта, то будь он десять раз миллионником, все равно в глазах инвестора останется Мухосранском. Так что не видать «Хилтона» городу Красноярску до тех пор, пока там не разберутся с банкротством местных авиалиний. У Новосибирска в этом плане гораздо больше шансов. Единственное исключение – города Золотого кольца России. Инвесторы готовы вкладываться в них, даже если туда не летает ни один самолет. В этом случае отели предпочитают возводить чуть ли не на привокзальной площади. Да и земельные участки в регионах не в пример дешевле столичных – всего 10% от всей стоимости строительства.

Марк Винн-Смит, президент Jones Lang La Salle Hotels, поделился с журналистами «особенностями русского национального строительства» гостиниц. Если у компании нет русского партнера, ему лучше не соваться на этот рынок со своими инвестициями. «Бюрократия в России – высшая сила. Чтобы построить отель, здесь нужно получить свыше 200 согласований, тогда как в других странах - не более 60. И без русского партнера, который будет открывать двери чиновничьих кабинетов, ничего не выйдет», - поделился эксперт.

Иностранные специалисты жаловались, что российское правительство ставит развитие туризма в стране не в тот приоритет, какой хотелось бы видеть инвесторам в гостиничный бизнес. К примеру, Москва могла бы стать одним из самых популярных в мире городов выходного дня, если бы не несколько но.… Во-первых, Россию за рубежом никто не рекламирует. Во-вторых, визу получить проблематичнее, чем в другие страны. В-третьих, просто жаба душит тратиться на билет – очень дорого стоит прилететь в столицу России. Все это замедляет рост иностранного туризма. А без него – на кой нужны все эти «Хилтоны», если советские хижины еще не развалились?

sobitie031110-500-1.jpg

Организатор мероприятия RHIC и президент Bench Events Джонатан Уорсли и управляющий директор STR Global Элизабет Рэндалл: иностранные инвесторы считают развитие бизнеса в России дополнительным риском, от которого нет страховки. И это неудивительно, ведь…

Русское разгильдяйство способно испортить имидж любого из отелей мирового класса. Обновить вывеску стоит не так дорого, как прикупить участок под строительство.

sobitie031110-500-2.jpg