Инвестиционная привлекательность компании зависит, в первую очередь, от того, насколько она прозрачна для потенциальных инвесторов. По мнению Марии Елисеевой, директора департамента по работе с инвесторами компании «Ростелеком», чтобы привлечь инвесторов, нужна сильная и простая инвестиционная история; высокая узнавать как в России, так и за ее пределами благодаря СМИ и конференциям; высокий уровень управления и прозрачная структура бизнеса. «Компания должна быть достаточно предсказуемой, - рассказала Елисеева на Третьем Всероссийском IR-Форуме. – Даже если вы не попали в прогноз, об этом следует сообщать. При этом можно скрасить непопадание в прогноз каким-то позитивным сообщением. Правда, обратите внимание на отклонение от предварительных оценок. Если отклонение от аналитиков более 5%, то это тревожный показатель - рынок не очень понимает, как развивается компания». Нужен регулярный анализ восприятия и обратная связь, подчеркнула Елисеева. Очень важным элементом инвестиционной привлекательности, по ее мнению, является также низкая волатильность котировок и диверсифицированная база инвесторов. Все это ведет к снижению цены заимствований и повышению капитализации компании.

С ней согласен и Геннадий Красовский, начальник департамента отношений с инвесторами группы компаний «Лукойл». «Рост прозрачности бизнеса ведет к снижению стоимости капитала», - уверен он. По его словам, каждая отрасль имеет свои особенности, ведь везде разный инвестиционный цикл, и размер, и жизненный срок. Однако традиционными целевыми рынка для IR-деятельности для большинства компаний является Европа (Лондон) и США (Нью-Йорк). Хотя в 2009-2010 годах инвестиционная деятельность охватила также новые рынки – Япония, Китай, КНР.

82% инвесторов принимает решения по факту наличия прямой вязи с руководством компании. Вот может ему инвестор позвонить ночью – хорошо, ранним утром – еще лучше. 70% инвесторов ориентируется на мнение аналитиков buy-side (аналитики, работающие в инвестиционных и управляющих компаниях), 53% - на аналитиков sell-side (работают строго на клиентов). Немного меньше половины (49%) читают деловые СМИ и принимают решения, согласно сведениям, содержащимся там. Такие данные представил Александр Толкач, директор по внешним связям Донбасской топливно-энергетической компании. «Менеджмент должен быть готов к тому, - поясняет Толкач, – что придется ездить по конференциям с роад-шоу. Еще управленцам публичных компаний не помешает усвоить некоторые хитрости. К примеру, то, что не только официальные публикации, конференции и т.д., но и самые обыкновенные слухи, могут сослужить неплохую службу имиджу компании». Так, между делом, инвестбанкиры очень хорошо разносят слухи по рынку, пошутил Александр Толкач.

Компания должна сформировать комплексную стратегию, чтобы понимать свое будущее через 3-5 лет. По мнению Толкача, большая часть инвесторов (79%), особенно если говорить об инвесторах стратегических, ожидает от иностранных компаний регулярных отчетов, как минимум раз в квартал. 62% инвесторов желают видеть консолидированную отчетность по GAAP или, в худшем случае, по IFRS. «При этом, 87% инвесторов собираются посещать иностранную компанию хотя бы раз в год», отмечает эксперт. Хотите инвестиционной привлекательности - значит, расслабиться не получится.

sobitie290910-500.jpg