На проведенной Bankir.Ru онлайн-конференции, посвященной кредитованию малого бизнеса, поднимались вопросы по обеспечению залога и сроку присутствия заемщика на рынке.

Начальник управления развития корпоративных продуктов ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" Елена Сорвина признает, что ограничения по сроку функционирования компании, которую банки готовы рассмотреть в качестве заемщика, есть и будут дальше. «Как правило, к моменту обращения за кредитом бизнес уже должен существовать не менее 6 месяцев. И не только существовать, но и выйти на достаточную норму рентабельности. Банки вряд ли в ближайшее время начнут кредитовать «старт-ап». Риски слишком высоки и зачастую трудно прогнозируемы.

Однако если компания уже работает на рынке достаточное время, банк рассмотрит заявку на кредитование. Причем совместными усилиями (как со стороны банка, так и со стороны клиента) кредит возможно получить за неделю. Здесь немаловажное значение имеет желание клиента оперативно и в полном объеме предоставить информацию. Зачастую, потенциальные заемщики сами затягивают рассмотрение заявок не предоставляя полный комплект документов. Банк же, со своей стороны, как правило, не приступает к рассмотрению заявки без полной информации.

Обеспечением в данном случае может быть любое имущество, соответствующее утвержденным в банке требованиям по ликвидности этого имущества. Безусловно, в кризис самым «любимым» (если не единственным) видом залога было обеспечение недвижимым имуществом. Как только риски стали более прогнозируемыми, банки пошли на уступки. И сейчас требования к залогу практически докризисные. Вернулись и беззалоговые кредиты на суммы 0,5-3 млн, и залог товаров в обороте перестал «пугать» банкиров».

Директор блока корпоративного бизнеса ОАО Новосибирский Муниципальный банк Александр Андреев: «Реальность сегодняшнего дня для банков такова, что кредитование малого и среднего бизнеса является практически единственным способом размещения денежных средств. В результате кризиса по все стране пострадали больше как раз крупные предприятия: сократили выручку, ухудшили финансовые показатели и существенно сократили свои потребности в кредитовании. Малые и средние предприятия быстрее адаптировались к изменившимся условиям, многие изменили подходы к ведению бизнеса и даже сегменты рынка. Кстати, практика показывает, что представители МСБ в массе своей очень ответственные заемщики, это тоже большой плюс в их пользу. И сейчас именно в секторе кредитования малого и среднего бизнеса развернулась борьба за клиентов среди банков, которые наперебой предлагают специальные программы, ориентированные на реалии сегодняшнего дня. Причем банки это и федеральные, и региональные – для всех потребность в кредитовании становится еще более острой по мере преодоления кризиса».

Читать полностью

Источник: Bankir.Ru