Основу экспозиции выставки Wincor World 2010 составили решения концерна Wincor Nixdorf AG и его партнёров - Sun Microsystems, Bizerba, BS2, CCV, Datalogic, Easycash, ES ergonomic solutions, Hess, Honeywell, Intel, MAKU, Mettler Toledo, Microsoft, New Vision, Selesta, VeriFone, Cisco, Citrix, Psylock, OKI и проч.

Оптимизация управления наличностью (Cash Cycle Management Solutions) стала ключевой мыслью участников выставки, представивших целый комплекс готовых продуктов и решений для этой задачи. Их основное предназначение - оптимизация бизнес-процессов банка за счёт уменьшения расходов на хранение, перевозку и инкассацию наличности и более эффективное обслуживание клиентов. «Правильные ответы» на эту задачку приносят банкам все более ощутимую финансовую отдачу.

По данным Европейского Центрального Банка, количество банкнот в обращении ежегодно увеличивается на 9%. При этом 80% клиентов банка хотя бы раз в месяц используют банкомат для получения наличности. Такой рост оборота наличности приводит к тому, что плохо отлаженная работа с кэшем обходится банкам все дороже. По словам Экарда Хайдлоффа, президента и исполнительного директора компании Wincor Nixdorf AG, в настоящее время операционные потери банка от оборота наличности составляют примерно 7%. Оптимизация управления наличностью сможет помочь банкам и сетям решать такие проблемы.

Ekard Haidloff-550.jpg

Выступает Экард Хайдлофф, президент и исполнительный директор компании Wincor Nixdorf AG.

Логистика и безопасность

Итак, что предлагает концерн банкам и торговым сетям, чтобы снизить потери.

Во-первых, это линейка банкоматов и устройств для ритейла нового поколения CINEO (Cash Intelligence – NEO/NEW). Банкоматы, кроме привычных функций выдачи и получения наличности Cash-In, оснащены системой её замкнутого оборота. В результате полученные от клиента деньги (Cash-In) банкомат может выдавать другому клиенту.

Во-вторых, устройства нового поколения обладают удобным интерфейсом не только для владельцев карт, но и для обслуживающего персонала. Они стали ещё более защищёнными. Качество устройств и дизайн тоже на высоте. Словом, немецкие инженеры в очередной раз установили новые стандарты для отрасли.

Например, «умная кассета», как называет её производитель, стала неотъемлемой частью технологии управления наличностью. Встроенный чип позволяет записывать не только все операции с выдачей и получением банкнот, но и следить за техническим состоянием самой кассеты. Более того: немецкие инженеры оснастили каждую кассету GPS приёмником, что позволяет знать, по какому маршруту следует кассета, и тем самым поднять на новый уровень логистику и уровень обеспечения безопасности.

umnaya kasseta-300.jpg

«Умная кассета» от Wincor Nixdorf.

Логистика является неотъемлемой частью технологии Cash Cycle Management Solutions. Так как банкоматы и устройства нового поколения оснащены умными кассетами – есть возможность перемещать кассеты между такими устройствами (точками продаж и местами установки банкоматов) без необходимости заезжать в банк (Cash Center) для наполнения опустошенной кассеты.

Кроме кассет, банкоматы нового поколения оснащены депозитными модулями (CCDM), в разы увеличивающие возможность выдачи и загрузки банкнот по их количеству. Теперь провести операции с большим количеством банкнот не проблема. Также стоит отметить оснащение банкоматов нового поколения устройствами связи с call-центрами. В случае, если необходима консультация или решение какой-либо проблемы, клиент может бесплатно и оперативно получить необходимую информацию у специалиста банка.

В новых устройствах не обойдены вниманием и вопросы безопасности. В частности, производитель показал системы для скандинавских стран (и не только) с повышенной устойчивостью к несанкционированным попыткам доступа к сейфу банкомата с помощью газа (популярный способ взлома банкоматов в Скандинавии).

Решения в области безопасности всё чаще используют биометрию. Идентификация клиента по отпечатку пальца, фотографии, голосу уже не фантастика. Для одного из банков Бразилии, где построен и работает один из заводов Wincor Nixdorf, концерн произвёл партию банкоматов с биометрией по руке. Клиент, кроме банковской карты, идентифицируется по отпечаткам пальцев, при этом устройство не допустит выдачу наличных, если рука не принадлежит живому человеку.

Из других систем безопасности интерес посетителей вызвали системы видеонаблюдения, позволяющие не только записывать происходящие события в области презентера (устройства выдачи наличности), но и кардридера (устройства, проводящего операции с банковской картой). Новые решения отслеживают происходящее возле банкомата и ключевых устройств банкомата и, в случае нетипичного поведения клиента или событий, в режиме Online передают информацию в центр безопасности (поток видео) и подают сигнал тревоги.

Розничный аспект

В первую очередь, речь идёт о кассах самообслуживания - Automated Checkout/Express Self-Checkout. Использование таких касс выгодно как владельцу розничной сети, так и покупателю. Владелец получает оптимизацию расходов за счет более эффективного использования персонала, поскольку такие кассы позволяют как уменьшить количество сотрудников в точке продаж, так и увеличить их пропускную способность. А покупатель имеет в несомненном плюсе более быстрое обслуживание.

kassa-300.jpg

Касса, которая может все.

В зависимости от размера точек продаж, площадей и их оборота, производитель может предложить оптимальное количество касс с учётом  логистики сети. Для крупных точек продаж концерн Wincor Nixdorf предлагает устанавливать «островки самообслуживания», состоящие из стоящих рядом 4-6 касс. Такой «островок» способен обслуживать один оператор. Наличие у касс систем световой и звуковой сигнализации и дистанционного предупреждения позволяет оператору полностью контролировать процесс обслуживания покупателя. Кроме этого, информация о всех транзакциях, проведенных через такие кассы, поступает в финансовые и логистические центры торгового заведения, что позволяет оперативно отслеживать не только финансовые потоки, но и вовремя пополнять торговые запасы на прилавках. Кассы самообслуживания снижают и издержки владельца, связанные с оборотом наличности в сети, так как покупатели могут оплатить товар как наличными, так и по банковской карте.

Процесс обслуживания в кассе происходит следующим образом: покупатель самостоятельно сканирует приобретённый товар. При этом товар автоматически взвешивается и фотографируется. В случае, если вес товара и данные о нем после сканирования не совпадают - система предупреждает кассира об ошибке. А фотографирование необходимо на случай конфликтных ситуаций, когда товар или упаковка повреждены. Кроме того, такая касса помогает владельцу свести до нуля вероятность продажи алкоголя или табака несовершеннолетним за счет системы идентификации возраста покупателя.

Интересным решением для ритейла представляется и представленная на выставке система сканирования товара, позволяющая охватить до 96% поверхности покупаемого продукта (поиск и сканирование штих-кода на поверхности упаковки). Это в разы увеличивает пропускную способность касс.

Комбинации решений для розницы позволяют выстраивать целые комплексы обслуживания, совмещая оборудование как концерна, так и других производителей. Тем более, что программное обеспечение всех решений для розницы разработано для разных платформ (TPdot.net, TPLinux), что позволяет владельцу сети выбрать наиболее удобную платформу для внедрения.

В России, как сообщили Bankir.Ru на выставке, эти решения, к сожалению, пока массово не представлены. Но, учитывая 40-процентный рост продаж этих новаций в Европе в прошлом году (В США – чуть меньшие темпы), можно предположить и скорое появление «розничных» новинок и у нас.

«Мусорный» банкинг

utilizaciya-300.jpg

Тару на карту – новое слово в утилизации отходов.

На выставке, кроме решений для банкинга и розничных сетей, были представлены продукты и для медицины, гостиничного бизнеса, автозаправок, почтовых служб, лотерей и других сфер. Наиболее ярким экспонатом выставки стал прототип на базе автомобиля Hummer, позволяющий его владельцу продавать накопленную за время поездки электроэнергию автозаправочной станции или банку. Для лечебных учреждений анонсированы новинки, позволяющие решать важные вопросы лечения и обслуживания больных: идентификация больного и хранение информации обо всём процессе лечения больного вне зависимости от места лечения. Для гостиниц было представлено решение по эффективному управлению рабочим временем персонала.

Для России, пожалуй, особый интерес представляет разработанное концерном устройство утилизации тары. Устройство принимает пустые бутылки из стекла, пластика и жестяные банки. При этом на вашу банковскую карту, вставленную в картридер, вам будет тут же начислена некая сумма за утилизированную тару. Весь процесс занимает несколько секунд. При этом аппарат достаточно «прожорлив» - ему под силу утилизировать и целые ящики с пустыми бутылками.

Одним из перспективных направлений развития концерн Wincor Nixdorf видит разработку и внедрение программных продуктов. Причем эти продукты не только охватывают выше описанные отрасли, но и сферу консалтинга, сервисного обслуживания продукции концерна. Также концерн предлагает решения для автоматизации консалтинговых услуг: сенсорные столы с возможностью сканирования документов (такие столы уже используются не только в Европе, но и в России), программные продукты и другие решения.

Завод и сервис Wincor Nixdorf

Российскую делегацию выставки, представленную банкирами и журналистами, пригласили посетить завод концерна, находящийся в 15 минутах езды от павильонов выставки Wincor World 2010. Прогнозируемая и увиденная автоматизация всех процессов производства немного снизила впечатление от поездки на завод, но показатели производства, о которых рассказал гид, вернули всё на свои места.

zavod-550.jpg

Завод концерна в Падерборне.

Например, на первый взгляд обычные станки, которыми режут металл для каркаса банкоматов и других устройств, оказался чудом современного производства – лазерные установки мощностью 4 и 5 кВт резали металл с такой же скоростью, как лазер из фильма двадцатилетней давности «Ангар 18». Сварка изделий роботоподобными устройствами и контроль поверхности изделия высокотехнологичными микроскопами в автоматическом режиме поражали своей скоростью. Покраска компонентов устройств в бассейне с 45 тыс. литров краски тоже происходит автоматически и очень быстро. Причем, по желанию заказчика любое устройство можно покрасить прямо на заводе в фирменные цвета, нанести информационные надписи на родном для клиента языке и т.п. Поэтому было неудивительным встретить в зале готовой продукции банкоматы с надписями на русском языке: эти устройства ожидали отправку в Россию.

Немного ручного труда при соединении кабельных систем и установке камер, системных блоков и прочего оборудования, от которого в мире пока никто не избавился, не испортили впечатления.

Особое внимание в концерне Wincor Nixdorf уделяют тестированию произведённого оборудования. Собственно, участок тестирования - конечная точка путешествия по заводу. По словам гида, если заводской конвейер разместить в одну линию, то получится технологическая лента длиной примерно 5 км.  Рационализаторские предложения, которые может предложить любой сотрудник завода – поощряются и весьма весомо. Поэтому на информационной доске участка тестирования можно увидеть не только графики и другую технологическую информацию, но и фотографии премированных сотрудников концерна.

Огромное значение Wincor Nixdorf уделяет сервисному обслуживанию своей продукции. Сегодня концерн имеет более ста партнеров в 41 стране. В частности, в России концерн круглосуточно обеспечивает сервисом и поддержкой около 7400 систем. Кроме обслуживания, российское представительство концерна осуществляет консалтинговые услуги, продажу и поставку оборудования концерна.

 

Падерборн-Москва.