На первой строчке рейтинга уже третий год подряд находится британский HSBC. Составители рейтинга отмечают, что общая стоимость мировых банковских брендов превысила докризисный уровень на 4%.

Консалтинговая компания Brand Finance совместно с журналом The Banker опубликовала ежегодный рейтинг 500 крупнейших банковских брендов мира. Для определения значимости и стоимости банковского бренда аналитики Brand Finance помимо динамики рыночной капитализации банка оценивают финансовые показатели банка по ключевым операциям — розничным и межбанковским операциям, страхованию, управлению активами и операциям с кредитными картами. Кроме того, составляется прогноз на ближайшие пять лет с учетом специфики банка и его основных рынков, присутствия банка в ключевых регионах, устойчивости бренда (оценивается отношение к нему потребителей), а также его рыночной доли, прибыльности.

Эксперты Brand Finance пришли к выводу, что в 2009 году банковский сектор начал показывать признаки восстановления — с момента прошлого рейтинга рыночная капитализация банков, составляющих рейтинг, увеличилась на 62%, а стоимость их брендов — на 49%. Кроме того, общая стоимость 500 крупнейших глобальных брендов, присутствующих в рейтинге, превысила уровень докризисного 2007 года на 4%.

Прошлый год существенно изменил расстановку сил на мировом банковском рынке. И хотя лидером рейтинга уже третий год остается британский HSBC, который благодаря своим обширным операциям на рынках Азии не очень сильно пострадал от кризиса, а на втором месте находится Bank of America, число американских банковских брендов в рейтинге значительно сократилось — с 95 до 85. По словам гендиректора Brand Finance Дэвида Хэя, "на мировом рынке произошел значительный сдвиг баланса влияния — от американских банков в пользу банков из развивающихся стран".

На фоне роста банковских брендов из развивающихся стран особенно выделяется позитивная динамика российского Сбербанка, который стал первым российским банком, вошедшим в топ-20 рейтинга Global Banking 500. Если в прошлом рейтинге Сбербанк занимал 26-е место, то в этом — 15-е. Совокупный рост значимости бренда Сбербанка с прошлого рейтинга составил 160% — рыночная капитализация банка возросла до $51,1 млрд с $19,6 млрд, а стоимость самого бренда — с $4,5 млрд до $11,7 млрд. В нынешнем рейтинге соотношение рыночной капитализации Сбербанка и стоимости его бренда не изменилось и составило 23%.

Изменения произошли и в расстановке сил на европейском рынке — в нынешнем рейтинге присутствуют 22 британских банковских бренда вместо 24 в прошлом году, при том что число всех европейских банковских брендов в рейтинге выросло со 174 до 197. Составители рейтинга объясняют это тем, что банковский рынок активнее восстанавливается в континентальной Европе — Франции, Испании и Швейцарии, а британский банковский рынок, значительно пострадавший от кризиса, отстает по темпам восстановления. Общая стоимость европейских банковских брендов за минувший год выросла на 67%. Максимальный рост стоимости бренда среди розничных банков показал испанский Santander — на 136% до $25,6 млрд, идущий на третьем месте в Global Banking 500. Во многом этот рост обеспечен благодаря покупке в последние годы британских розничных и ипотечных банков Abbey, Alliance & Leicester и Bradford & Bingley.

Несмотря на то что экономики Китая и Индии в прошлом году довольно легко переживали мировой кризис, общая стоимость банковских брендов в Азии за этот период выросла всего на 31%. Это всего на 2% превышает рост стоимости американских банков. Азиатский регион потянули назад японские банки, у которых стоимость брендов за прошлый год снизилась на 3%. А совокупная стоимость банковских брендов отдельно Индии и Китая за прошлый год выросла на 137% и 58% соответственно.

Источник: Коммерсантъ