Как стало известно "Ъ", Альфа-банк настаивает на передаче ему 25-49% акций оператора в рамках реструктуризации задолженности за 1,2 тыс. вагонов, взятых УТГ в лизинг у "Альфа-лизинга". При хороших прогнозах роста грузоперевозок у железнодорожных компаний остается все меньше аргументов для того, чтобы отсрочить уплату долгов, говорят эксперты.

Альфа-банк может войти в капитал одного из крупных железнодорожных операторов, сообщил "Ъ" источник в банке. Все железнодорожные компании, имеющие крупные лизинговые контракты (более 1 тыс. вагонов) с компанией "Альфа-лизинг", опровергли эту информацию, и только в ЗАО "Универсал Трансгрупп" отказались от комментариев, не подтвердив и не опровергнув эту информацию.

Источник, близкий к акционерам УТГ, подтвердил, что компания ведет с Альфа-банком переговоры о реструктуризации задолженности и при этом банк "настойчиво предлагает варианты, каждый из которых подразумевает вхождение в капитал УТГ", добавив, что речь идет о доле от 25 до 49%. Но банк в качестве нового акционера не устраивает владельцев УТГ, переговоры продолжаются. "Мы хотим реструктурировать проблемный долг так, чтобы компания могла нормально работать и рассчитываться с контрагентами, с другими банками мы уже договорились об этом на комфортных условиях",— отметил собеседник "Ъ", не уточнив при этом сумму задолженности перед Альфа-банком. По его словам, контракты с "Альфа-лизингом" были заключены еще до кризиса в 2008 году, а с тех пор цены на вагоны упали в 2,5-3 раза.

В пресс-службе Альфа-банка подтвердили факт переговоров с УТГ о реструктуризации задолженности по лизингу. "Но доля в этой компании не является целью переговоров",— подчеркнул представитель Альфа-банка. Тем не менее источник "Ъ" в "Альфа-лизинге" пояснил, что получение доли в железнодорожной компании обсуждается. "Мы рассматриваем вагоны как хороший актив, который в перспективе будет приносить хорошую прибыль, и участие в операторском бизнесе в качестве миноритарного акционера — приемлемый вариант",— добавил он.

ЗАО "Универсал Трансгрупп" создано в 2004 году. По данным сайта компании, в оперировании УТГ более 8 тыс. вагонов, годовой объем перевозок — около 2,5 млн тонн. УТГ входит в инвестиционно-промышленную группу "Гарант", совладельцем которой является первый заместитель гендиректора АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр" Сергей Гущин, ранее возглавлявший фирму "Трансгарант" и входивший в совет директоров транспортной группы FESCO.

По данным агентства "Infoline-Аналитика", УТГ взяла в аренду у "Альфа-лизинга" порядка 1,2 тыс. вагонов. Гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов оценивает ежемесячные лизинговые платежи за каждый вагон в среднем примерно в $1 тыс. Если предположить, что платежи прекратились в самой глубокой фазе кризиса — в январе—феврале, то долг УТГ перед "Альфой" может составлять около $10 млн, предполагает господин Безбородов.

Алексей Безбородов отмечает, что с улучшением динамики железнодорожных грузоперевозок переговоры о реструктуризации долгов с лизингодателями для операторов усложнились. "Сейчас очевидно, что доходность операторов будет расти, и их жалобы на отсутствие денег все меньше воспринимаются банками",— отмечает эксперт. Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что в таких переговорах до доли в бизнесе обычно не доходит: операторы возвращают вагоны и заключают новый контракт на поставку вагонов уже по другим ценам, нередко с тем же лизингодателем, а вопросы долгов решают уже в судебном порядке. "Судя по всему, УТГ не может отказаться от вагонов потому, что они загружены работой по контрактам, или же из-за боязни уступить рынок конкурентам",— полагает господин Бурмистров, добавляя, что среди полученных от "Альфа-лизинга" вагонов есть специализированные платформы для перевозок труб большого диаметра, которыми оперируют очень немногие игроки.

Источник: Коммерсантъ