Если в первой половине прошлого года было продано почти полтора миллиона машин, то в нынешнем полугодии - только около 748 тысяч. Такие данные приводит комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Наиболее существенное падение продаж в сегменте массовых иномарок у Mitsubishi (-67%), Volvo (-67%), Hyundai (-64%), Opel (-59%), Toyota (-57%), Honda (-57%). Продажи падают и у отечественных производителей. Так у ГАЗ реализация снизилась на 64%, у АвтоВАЗа - на 44%.

Рынок мог упасть еще больше, если бы не высокая доля машин, произведенных в 2008 году в продажах текущего года. "Товарные запасы явились важным стимулом для рынка, они вызвали существенную ценовую конкуренцию в первой половине 2009 года и удержали продажи от еще большего падения, - говорится в исследовании, проведенном PricewaterhouseCoopers. - В последующие шесть месяцев влияние запасов на динамику рынка не будет столь существенным". То есть аналитики прогнозируют дальнейший спад. "Мы не ожидаем резкой положительной динамики рынка в первую очередь по причинам исчерпания складских запасов, которые продавались со значительным дисконтом, дальнейшего роста уровня безработицы, дальнейшего снижения потребительской уверенности", - обнадеживают эксперты.

Причиной катастрофы в первую очередь называется недоступность автокредитов. Действительно, до кризиса в кредит продавался каждый второй автомобиль, в первом полугодии 2009 года, по оценкам PricewaterhouseCoopers, доля автокредитов в общем объеме продаж снизилась до 20%. То есть рынок автокредитования сократился в пять раз (с учетом 55% снижения объема рынка автомобилей). К концу года, по прогнозам агентства "Автостат", рынок автокредитования в России сократится вчетверо, вернувшись к уровню 2004 года. Соответственно еще больше упадут и продажи.

Оживить продажи в кредит должна была государственная программа субсидирования ставок, но она пока не работает. За три месяца было подано около 32 тыс. заявок на льготный автокредит и выдано чуть более 17,5 тыс. займов. "Это только 10% от всех выданных кредитов. Таким образом, около 2% автомобилей, реализованных в первом полугодии, были проданы с использованием госпрограммы", - подсчитали в PricewaterhouseCoopers. Возможно, ситуацию изменит расширение перечня автомобилей и либерализация условий госпрограммы. Напомним, на прошлой неделе список автомобилей, покупаемых в кредит по льготе, был увеличен на 21 марку. А неделей раньше вышло постановление правительства с изменением условий программы. Максимальная цена автомобиля увеличена с 350 до 600 тыс. рублей, срок кредита - с двух до трех лет, а первоначальный взнос снижен с 30 до 15%. По мнению минпромторга, предложенные меры позволят дополнительно реализовать 30 тыс. автомобилей отечественного производства и 32,6 тыс. иномарок.

Гораздо успешнее обстоят дела у автопроизводителей, которые сейчас активно стимулируют кредитные продажи, предлагая условия гораздо выгоднее государственных, вплоть до рассрочки. Прежний срок действия большинства программ заканчивался 30 июня. Сейчас они продлены, как правило, до 30 сентября.

По госпрограмме субсидируется 2/3 ставки рефинансирования. В настоящее время при учетной ставке ЦБ 11% дисконт составляет 7,33%. Поэтому реальная ставка автокредита по госпрограмме в Сбербанке - 7,67%, в ВТБ24 - 10,67% (иномарки) и 12,67% (отечественные авто), в Россельхозбанке - 10,67%. Сегодня даже собственная программа АвтоВАЗа предлагает более выгодные условия. К примеру, Газпромбанк в рамках программы Lada Finance выдает годовые рублевые кредиты с нулевой ставкой. Кредит до трех лет стоит 9,9% годовых. У Сбербанка все кредиты по этой программе - с нулевой ставкой, у ВТБ24 ставка кредитования от 0 до 2,9% годовых.

Ford на свои машины предлагает рублевые и валютные кредиты с одинаковыми ставками 2,9-9,9% годовых. Срок - до трех лет, взнос - от 30%. Renault Logan также выгоднее покупать по программе концерна, где ставка рублевого кредита на срок до трех лет составляет от 0 до 13,9% годовых. У Renault выгодные предложения на покупку в кредит машин 2008 г. выпуска. Благодаря субсидированию ставок стоимость кредитов колеблется от 0 до 12,9% в валюте и от 0 до 16,9% в рублях. Рассрочка предлагается на годовые кредиты с первоначальным взносом 50%. Nissan особо поддерживает продажи моделей Micra и Qashqai, на которые существуют специальные программы кредитования со ставками от 0 до 12,9% годовых и начальным взносом от 10%. Концерн тоже субсидирует ставки по кредитам на машины прошлого года, предлагая займы стоимостью от 0 до 10,9% в валюте и от 0 до 16,9% в рублях. По признанию представителей концерна, сейчас каждый пятый Nissan продается по программе "0% переплаты". Peugeot предлагает беспроцентную рассрочку на модели "206" прошлого года и новые "207" и "308". Кредитование до трех лет с первоначальным взносом 40 и 50%. При более низком взносе ставка кредитования 12%.

Реакцией GM на падение продаж стал выход в мае с новой программой GM Finance, по которой возможна покупка в кредит Chevrolet и Opel со ставками от 0 до 4,9% годовых. Volkswagen договорился со Сбербанком и на прошлой неделе объявил о запуске новой совместной программы, по которой можно приобрести все модели Volkswagen, Skoda и Audi за рубли в кредит до пяти лет, со взносом от 30% и ставкой 15%. Дополнительно в рамках Volkswagen Finance предлагаются Passat в кредит от 3,9%, а Tiguan - от 9,9%. Также со Сбербанком новую программу с 1 июля запустил Mitsubishi. Возможно, она приостановит катастрофическое падение продаж автомобилей этой марки, поскольку в рамках программы предлагается бесплатная годовая рассрочка на все модели с первоначальным взносом от 30%. На три года ставка кредитования 7,9%, на пять лет - 11,4. И это опять же кредиты в рублях. С 10 июля запущена новая программа KIA с Газпромбанком со ставками 16-17%, взносом от 20% и сроком кредитования до пяти лет. Спецусловия на покупку в кредит Kia Ceed'd - сниженная на один процент кредитная ставка.

По данным экспертов, сейчас лучше всего обстоят дела с продажами у компаний, производящих автомобили иностранных брендов в России: по сравнению с первой половиной 2008 года они увеличили свою долю в количественном выражении с 18 до 26%. PricewaterhouseCoopers дает два сценария развития российского автомобильного рынка в 2009 году. По базовому прогнозу падение продаж составит 50%, объем продаж будет около 1,6 млн автомобилей. При пессимистическом сценарии падение достигнет 60% при объеме рынка 1,3 млн.

7.jpg

Источник: Российская газета