О том, что Роспотребнадзор инициирует новую волну разбирательств с кредитными организациями, следует из опубликованного вчера на сайте Роспотребнадзора документа "Особенности национальной защиты прав потребителей в условиях финансового кризиса". В обширном по объему документе указывается, что "кредитные организации системно злоупотребляют своим положением заведомо экономически более сильного участника потребительского рынка". Это выражается в одностороннем поднятии кредитных ставок, отзыве кредитов по причине финансового кризиса, запрещении клиентам распоряжаться их собственными деньгами на банковских счетах, активной подмене кредитных договоров отношениями "по кредитным картам", "продажах" своих "проблемных" заемщиков коллекторским агентствам и т. д.

Банки начали менять условия кредитных программ из-за повышения стоимости зарубежных заемных средств и резкого роста просрочки по кредитам. Прошлой осенью об этом первыми заявляли Юникредитбанк, банк "Авангард", "Абсолют банк", МБРР, Связь-банк, СКБ-банк, КАМА-банк. Банки вправе применять такие меры, если соответствующие пункты прописаны в договорах с заемщиками, поясняет зампред "Абсолют банка" Анатолий Максаков. При этом изменение кредитной политики коснулось не только физлиц, но и корпоративных заемщиков, стоимость кредитов которых выросла на 3-5% годовых. Из-за кризиса ухудшилось кредитное качество самих заемщиков, что ведет к росту просрочку и ухудшению качества банковских портфелей. "За счет повышения ставок банк компенсирует созданные резервы по проблемным ссудам",- поясняет Анатолий Максаков.

Роспотребнадзор активно взялся за банковский рынок в 2006 году. Тогда претензии были предъявлены "Русскому стандарту" и ХКФ-банку за комиссии и штрафы при потребительском кредитовании. Часть претензий были признаны судами, некоторые - опротестованы. Позицию Роспотребнадзора поддержала Генпрокуратура. Под давлением регуляторов и силовых ведомств банки были вынуждены отказаться от кредитных комиссий. Летом прошлого года Роспотребнадзор инициировал массовые проверки коммерческих банков на предмет информирования клиентов об условиях кредитования, а именно в части раскрытия заемщикам в наглядной форме стоимости кредитов, суммы переплаты и графика платежей . Однако опасения участников рынка, что по итогам этих проверок банкирам будут предъявлены массовые претензии о незаконности дополнительных комиссий, не оправдались. Осенью 2008 года на защиту банков встали суды, посчитавшие очередную претензию ФАС о необходимости извещать об изменении банковских тарифов каждого клиента персонально необязательной.

Сегодняшняя новая волна претензий Роспотребнадзора может привести к еще более негативной ситуации по просрочке. "Если Роспотребнадзор хочет, чтобы банки были добрыми ко всем заемщикам, тогда банкам придется гасить их долги за свой счет",- говорит зампред правления Банка жилищного финансирования Сергей Постнов. По словам банкиров, такие заявления со стороны Роспотребнадзора могут ввести заемщиков в заблуждение и привести к еще большему увеличению просрочки. Напомним, что объем просроченных кредитов в последние месяцы увеличивается и, по данным Банка России, на 1 февраля достиг 494 млрд руб., увеличившись за январь на 17,2%.

Источник: КоммерсантЪ