А гражданская жена горе-террориста рассказала следствию, что он просто отчаялся расплатиться с кредиторами. Тем временем в российских городах появились рекламные щиты с наивными советами в рамках повышения финансовой грамотности. Эта запоздалая и очевидно глупая реклама - словно насмешка над теми, кто не рассчитал свои возможности перед кризисом и сейчас готов на все.

Обычно банки захватывают с сугубо меркантильной целью - ограбить. Причина эта хотя и неприемлема для законопослушного человека, но по крайней мере понятна. Но действия Ерофеевского - за гранью логики. Они из области отчаяния. Сам виноват, скажет кто-то: набрал кредитов и вырыл себе долговую яму. Да, это так. Но ведь брали многие - с гусарской лихостью, не думая о завтрашнем дне, велись на заманчивые предложения банков, обложивших нас рекламой. Именно тогда в стране заговорили, что надо повышать финансовую грамотность. Долго готовились... И начали, когда уже поздно. Плакаты с банальными советами появились в 40 городах страны. Сотни тысяч выкинутых на ветер долларов.

Большие проблемы маленького человека

История, которая случилась в Кемеровской области и уже потрясла всю Россию, действительно дикая. В уме не укладывается, ибо походит на самоубийство. В чем смысл, потрясая муляжем бомбы и оружием, захватывать офис банка, не выдвигая при этом четких условий, отказываясь вступать в переговоры с органами и самолично приехавшим на место губернатором? Нет, один раз террорист все-таки подал голос, но невнятный.

- Я сибиряк, давайте деньги, машину, самолет, - процитировал "Известиям" слова Ерофеевского руководитель департамента информации областной администрации Сергей Черемнов.

Но на все дальнейшие вопросы переговорщиков и попытки ввести разговор в разумное русло отвечал посылом по известному непечатному адресу. Был ли захватчик нормален и адекватен? Переговорщики в один голос говорят: впечатление психа не производил, но и разумных условий не выдвинул. Вместо этого Ерофеевский выстрелил из пистолета в дверь. Ответом послужил штурм, в результате которого преступник был убит. Пятьдесят лет жизни перечеркнуты одним безрассудным поступком.

- Сейчас СКП отрабатывает одну из версий мотива преступления, так как, со слов гражданской жены, у мужчины были большие банковские кредиты, - поведала пресс-секретарь Следственного управления СКП по Кемеровской области Надежда Ананьева.

Гражданская супруга также рассказала, что в последнее время к Ерофеевскому приходили некие частные лица и приставы, которые требовали рассчитаться. Методы некоторых таких "вышибал" известны. Сколько задолжал банкам захватчик и был ли заемщиком УРСА-банка, пока неизвестно. В банке категорически отказались подтвердить наличие клиента по фамилии Ерофеевский.

По некоторым данным, размер задолженности преступника составил миллионы рублей. Есть отчего впасть в отчаяние. Что поделать - кризис, вздохнет кто-то. Возможно, проблемы у строителя начались именно в связи с финансовым катаклизмом. Не смог рассчитать своих сил, набрал кредитов, а потрясения помешали отдать. Но думается, что проблема куда сложнее.

Нам говорили - возьмите, и мы брали

Погибший налетчик - это капля в большом человеческом море тех, кто в эпоху кредитного бума поверил рекламе, набрал займов - зачастую у нескольких банков - и сейчас оказался не в состоянии их заплатить. И никакой не кризис тому виной. Просто никто им в свое время не привил элементарной финансовой культуры, не объяснил человеческим языком, что несколько кредитов на одно частное лицо - вещь непозволительная.

Но человек по природе своей стремится к лучшей жизни. Хочется иметь и квартиру приличную, и техникой ее набить, и персональное авто заиметь. И что делать, если за отпущенный человеку срок на все эти блага не заработаешь. Вам все это не по карману? Так возьмите у нас кредит и исполните мечту прямо сейчас, весьма настойчиво предлагали банки с начала 2000-х. И люди брали. А что ж не взять, раз дают? При этом банковская реклама убеждала нас, что их условия самые лучшие, а они, мол, самые честные. И почему-то никто не говорил, что кредит - это не многоразовый пропуск в потребительский рай с неограниченным лимитом. Любой заем требует скрупулезного расчета возможностей. Если зарплата 10 тысяч рублей, то кредитка с лимитом в 600 тысяч - недостижимая фантазия.

А как же пресловутая программа повышения финансовой грамотности, которая уже не первый год обсуждается в стране чуть ли не на уровне национальной идеи? Минфин выдвинул предложения ценой в $100 млн, но воз и ныне там. Обещали запустить в 2008-м, потом перенесли на 2009-й, а тут и кризис подоспел. Когда реализуют задуманное? В пресс-службе Минфина нас порадовали тем, что подготовка программы, призванной финансово образовать население, "ведется и находится в завершающей стадии согласования". А для того, чтобы она заработала и министерство могло выделять средства на конкретные проекты, еще необходимо постановление правительства. То есть ждем-с...

Между тем, по данным исследования Национального агентства финансовых исследований, 50% опрошенных заявили о том, что или вообще не имеют финансовых знаний и навыков, или имеют, но крайне неудовлетворительные. При этом о хороших и блестящих познаниях заявили лишь 12%. Но это результат самооценки. Начни проверять такого знайку, может, и у него пробелы в познаниях образуются.

Видимость обучения

Увы, но пока вместо обучения финансовой грамотности мы имеем только разговоры. Что сделано конкретно? Где консультационные центры с адвокатами, call-центры? Есть лишь несколько частных сайтов в интернете. Ерунда, учитывая, что для многих наших людей Всемирная сеть - сложнее банковской паутины. Ну еще и банки периодически демонстрируют инициативу, которую лукаво обзывают социальной рекламой. На деле же реклама самая что ни на есть коммерческая, призванная доказать клиентам, что мы, мол, честные, доверяйте нам. Вот последний образчик такой попытки распространить финансовую грамотность. В 40 городах страны появилось 1900 рекламных щитов одного из банков.

Еще бы. Все честь по чести. Во-первых, ссылка на поддержку уважаемой госструктурой - Минфином. Кстати, в пресс-службе ведомства нам сказали, что о кампании были уведомлены, возражений против нее не имеют, но ни в каком виде участия в ней не принимают. Во-вторых, правильные вроде бы слова: "Семь раз отмерь, один - отрежь. Прежде чем брать кредит, трезво оцените свои возможности", "Договор дороже денег. Внимательно читайте условия с банком".




Все это замечательно. Но только уж очень общие эти слова. Практического значения за ними мало. С таким же успехом людям можно было бы напомнить, что в рубле 100 копеек или Волга впадает в Каспийское море. Уж очень все это напоминает пантомиму - давайте сделаем вид, что мы вас обучаем, а вы обучаетесь. При этом на кампанию было потрачено, как рассказали в банке, несколько сотен тысяч долларов. И собираются ее продолжать. Спросом пользуется, заверили нас в банке. Может, спросом и пользуется. Но только грамотнее люди от этого не становятся. А иногда попадают в большую беду.

Источник: Финансовые Известия