Напомним, в конце января 2008г. Минфин РФ разделил Стабилизационный фонд на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Объем средств, подлежащих зачислению на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в иностранной валюте: 45% - доллар, 45% - евро и 10% - фунт стерлингов.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда, пересчитанного в доллары, за период с 30 января 2008г. по 31 декабря 2008г. составила 6,34 млрд долл., что эквивалентно 186,20 млрд руб. Таким образом доходность вложений средств Резервного фонда за 11 месяцев составил 4,85%.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния, пересчитанного в доллары, за период с 30 января 2008г. по 31 декабря 2008г. составила 1,88 млрд долл., что эквивалентно 55,32 млрд руб. Доходность - лишь немногим превысила 2%.

Таким образом с учетом обесценения валют, в которых хранятся средства фонда, реальная доходность от вложений оказалась отрицательной, а консервативная политика, избранная Минфином по отношению к инструментам хранении средств, в 2008г. не оправдала себя.

С другой стороны, средства фондов в ближайшее время начнут направлять на пополнение бюджетного дефицита, который по словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, может достичь размера в 5% ВВП, что составит порядка 1,5 - 2 трлн руб. Это при том, что правительство закладывает среднегодовую цену на нефть в районе 50 долл. барр.

На пополнение бюджетного дефицита пойдут средства Резервного фонда. Таким образом при реализации оптимистичного прогноза Минфина РФ, средств фонда хватит на покрытие дефицита бюджета в течение двух лет. Тем не менее, некоторые эксперты делают и более драматичные прогнозы, в частности, что дефицит сможет достичь 7% ВВП, а это приведет к еще более быстрой трате средств фонда. К тому же в ситуации повышенной турбулентности на мировых товарно-сырьевых рынках, и в частности на рынке нефти, ее стоимость может опуститься ниже 30 долл./барр. - отметка, ниже которой правительство будет рассматривать вопрос об отмене экспортных пошлин для нефтяных компаний.

Следствием этого станет еще большее ухудшение ситуации с доходной частью как бюджета, так и фондов, и тогда Минфину в ближайшее время придется рассматривать два варианта поведения в условиях набирающего обороты финансового кризиса. Первый, непопулярный среди электората, это - секвестр бюджета. Второй, непопулярный в правительстве, это - привлечение займов.

Таким образом накопленные средства, получаемые от сверхвысоких цен на энергоносители в ближайшей перспективе могут иссякнуть, и Минфину придется пойти на радикальные меры. С другой стороны, в ближайшее время на фоне финансовых вливаний казначейства страны в банковскую систему возможно оживление экономики США, что в свою очередь может позитивно отразится на нефтяных котировках, и тогда политика по стерилизации сверхдоходов продолжит накачивать "отечественные закрома".

Источник: РБК-РИА "РосБизнесКонсалтинг"