По словам г-на Мурычева, сегодня деятельность владельцев небанков­ских терминалов по приему платежей от населения стала альтернативной сетью поставки на рынок неучтенных наличных средств. «Фактически речь идет об операциях по открытию анонимных (номерных) счетов и совершению операций по ним», — подчеркнул Александр Мурычев. Небанковские терминалы, по его словам, стали широко использоваться малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями для сбора выручки в обход своих расчетных счетов, в частности при оказании услуг автоперевозки грузов и кабельного телевидения. «Налоговые последствия данной схемы расчетов в комментариях не нуждаются, хотя в соответствии с требованиями FATF, все системы денежных переводов, формальные и неформальные, должны лицензироваться или регистрироваться государственными органами, чего в настоящее время не происходит», — особо отметил г-н Мурычев.

Проблему контроля за деятельно­стью владельцев платежных терминалов вроде бы призван решить законопроект «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», который на днях был внесен в Госдуму. В случае его принятия владельцы таких терминалов смогут принимать платежи без заключения договора с банком, но при этом им придется регулярно отчитываться перед ЦБ.

Однако, по мнению Александра Мурычева, этот законопроект нуждается в доработке. «Концептуально неверным является отсутствие возможности и механизмов принудительного лишения платежных агентов специальных прав (например путем отзыва разрешения, лицензии, прекращения регистрации) в случае систематических нарушений, — добавляет г-н Мурычев. — Таким образом, возникает система двойных стандартов: банки за подобные операции могут лишиться лицензии, а владельцы платежных терминалов — нет». В этой связи, по словам Александра Мурычева, РСПП будет предлагать включить в законопроект требование о введении спецсчетов для платежных субагентов, не допускающих возможности проведения собственных хозяйственных операций.

Как заявил РБК daily председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким, законопроект, внесенный в Госдуму, предусматривает усиление контроля за оборотом наличности при приеме платежей через терминалы: с этой целью они будут оснащены контрольно-кассовой техникой. «Этих мер будет вполне достаточно, — подчеркнул г-н Ким. — Введение же спецсчетов приведет к неоправданному усложнению работы платежных агентов и, как следствие, к удорожанию их услуг».

По словам вице-президента Ситибанка Натальи Николаевой, введение спецсчетов напоминает возврат к старым временам, когда через них осуществлялся валютный контроль. «Это малоэффективно, поскольку участники рынка обязательно придумают, как обойти эти ограничения, — считает г-жа Николаева. — Более эффективная мера — лицензирование деятельности владельцев небанков­ских терминалов: это будет способ­ствовать созданию равных условий и для них, и для банков».

Источник: РБК daily