Реальный расклад сил вокруг законопроекта выяснится лишь к его второму чтению: ЦБ пока не представил поправки к законопроекту, лишающему его фактической монополии на применение высшей меры банковского надзора.

В пятницу Госдума приняла в первом чтении блок поправок к законам "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О банках и банковской деятельности и "О рынке ценных бумаг" . Поправки дают право ЦБ отзывать лицензии у банков за нарушение противоотмывочного закона только по представлению Росфинмониторинга.

Как пояснил один из авторов законопроекта — председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, сейчас ЦБ имеет право аннулировать банковские лицензии за невыполнение ст. 6 и 7 противоотмывочного закона (за исключением п. 3 ст. 7). В этих статьях описывается порядок контроля банками операций клиентов на сумму свыше 600 тыс. руб. и передачи информации в ЦБ. Нормы, допускающие отзыв лицензии за неоднократное нарушение этих требований в течение года, содержатся и в законе "О банках и банковской деятельности". При этом, как пояснил депутат, Росфинмониторинг, отвечающий за борьбу с отмыванием преступных доходов, "не принимает участия в процессе рассмотрения вопроса об отзыве лицензий". В связи с этим проект предлагает, чтобы ЦБ отзывал лицензии только по представлению Росфинмониторинга. Причем после того, как до этого Росфинмониторинг дважды в административном порядке зафиксирует нарушение противоотмывочного закона. "Те, кого наказывают, имеют право защищаться в рамках КоАП",— пояснил Владислав Резник.

Подозрительно к законопроекту отнесся лишь депутат Павел Медведев. "Проект не дает возможности ЦБ осуществлять надзор в полной мере",— заявил он и пояснил, что на наложение санкций в соответствии с КоАПом уходит много времени, так что создается "риск потери ресурсов банка в процессе принятия решения об отзыве лицензии". "Когда был принят закон о страховании вкладов, то ЦБ также не имел возможности быстро реагировать, и, как мрачно шутили банкиры, отзыв лицензии происходил тогда, когда из банка успевали украсть последний стул. И кредиторы банка не могли рассчитывать на компенсацию потери в ходе банкротства",— объяснил Павел Медведев. Однако Владислав Резник возражает: "Сегодня отзыв лицензии происходит в рамках не всегда объективной оценки, все зависит от того, кто ее делает. Объективизация займет больше времени, но снимет коррупциогенность действующего законодательства".

Один из соавторов проекта депутат Андрей Скоч обращает внимание на еще одну норму проекта: ЦБ будет обязан сообщать в Росфинмониторинг о всех нарушениях банками требований противоотмывочного закона (сейчас, наоборот, Росфинмониторинг обязан передавать ЦБ информацию о нарушениях). "Таким образом создаются дополнительные условия для информационного обеспечения деятельности по противодействию работе банков-"прачек"",— пояснил депутат "Ъ", добавив, что "вступление закона в силу позволит сделать принятие решений об отзыве лицензий более прозрачным, мотивированным и объективным".

Несмотря на всеобщее согласие в Госдуме, простым дальнейшее принятие проекта не будет. Правительство поддерживает законопроект и в нынешнем виде, что следует из сопроводительного письма-отзыва к законопроекту, подписанного вице-премьером Александром Жуковым. При доработке ко второму чтению правительство лишь просит определить форму документа, с которым Росфинмониторинг будет обращаться в ЦБ в целях отзыва лицензии у банков. Однако, по информации "Ъ", ЦБ ко второму чтению проекта уже подготовил свои замечания к проекту, которые пока не обнародуются, вполне вероятно, что эти замечания будут оформлены и в поправки к законопроекту. Окончательное решение вопроса о полномочиях ЦБ и Росфинмониторинга в вопросах банковского надзора, таким образом, будет принято перед вторым чтением документа в Госдуме.

Источник: КоммерсантЪ