С каждым годом кредитная карта обрастает новыми опциями, становится удобнее в использовании и дешевле. В результате мы наблюдаем впечатляющий рост этого рынка на 40% в год. "На мой взгляд, в 2008-м продуктом года могут стать кредитные карты, - считает начальник управления продаж банка "Финсервис" Евгений Стародубцев. - Продвижению этого продукта будет способствовать развитие совместных проектов с торговыми сетями, которые выходят сейчас в крупные российские города, а также внедрение программ лояльности". В Банке Москвы наиболее вероятным претендентом на звание "продукт года" также называют кредитную карту. "Уровень проникновения обычных пластиковых карт среди активного населения РФ близок к 100% (по данным ЦБ, сегодня в обращении находится более 100 млн карт, и мы прогнозируем рост до 115-120 млн карт к концу 2008 г.), при этом именно кредитные карты составляют, по разным оценкам, не более 15% от общего числа, - объясняет управляющий директор блока "розничный бизнес" Банка Москвы Алексей Клецко. - Банкам осталось сделать один, но сложный шаг: грамотно использовать существующую клиентскую базу и информацию в ней, чтобы добиться заметного роста портфеля".

В этом году банкиры прогнозируют резкий рост популярности расчетов через банкоматы, устройства приема наличных (cash in) и Интернет. Особенно через Интернет. "Удобство и качество банковского продукта становятся главными факторами выбора клиента, - признают в банке "Русский Стандарт". - В связи с этим ожидается широкое развитие различных сервисов, прежде всего интернет-банкинга". По мнению Сергея Сергеева, замначальника департамента маркетинга и банковских продуктов Русского банка развития, в этом году перспективным является рынок платежей населения "во всех мыслимых направлениях и всеми доступными способами".

По мнению банкиров, в этом году банковский бизнес в основном будет прирастать за счет продвижения продуктов и услуг в регионах. "В 2008 году банковский ритейл будет развиваться преимущественно в регионах, - считают в банке "Финсервис". - В связи с насыщенностью московского рынка и избалованностью столичных жителей количеством и разнообразием банковских продуктов региональный рынок сегодня имеет большой потенциал".

При этом в регионах будут активно продвигаться ипотека и автокредитование. "Мы ожидаем заметного роста в ипотечном кредитовании, - отмечают в Банке Москвы. - Маловероятно, что текущий кризис ликвидности продлится долго, поэтому, учитывая постоянный рост доходов населения, позволяющий накопить на первоначальный взнос, рост объемов вводимого жилья и государственную поддержку, с нашей точки зрения, разумно ожидать роста ипотечного портфеля банковской системы до $45 млрд к концу года".

Точкой роста в банковском ритейле могут стать продажи комплексных продуктов. Они создаются при комбинации обычных инструментов - депозитов, паевых фондов, акций, облигаций, индексов, сырья, производных инструментов.

Еще один резерв развития - недостаточное развитие VIP-услуг (private banking). "Наиболее интересным розничным продуктом в 2008 году для нашего банка может стать развитие комплекса услуг private banking - это и банковские услуги, и управление активами, и финансовое консультирование, а также консьерж-сервис для частных клиентов со значительным капиталом", - считает директор департамента розничного бизнеса Газэнергопромбанка Наталья Алещенко.

По мнению банкиров, наиболее вероятный лидер в номинации "Прорыв года" - инвестиции за рубежом. Вступление в силу с 1 февраля Положения ФСФР о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг позволяет включать в портфель российского инвестора такие классы активов, как американские и европейские акции, акции развивающихся рынков, глобальные облигации и многие другие иностранные бумаги. "Сегодня портфель российского инвестора состоит в основном из российских бумаг и инструментов, - считает начальник управления по развитию банковских и инвестиционных продуктов Ситибанка Юлия Данилина. - Но есть одно общее требование ко всем портфелям, претендующим на эффективность, - это диверсификация. Распределение вложений между рынками разных стран позволяет застраховать капитал от неблагоприятной экономической обстановки в том или ином регионе".

По мнению Анастасии Ковалевой, ведущего специалиста банка "ГЛОБЭКС", будет набирать обороты так называемая дебанкизация, то есть реализация банковских услуг через агентов - брокеров, почту и т. д. Это еще один претендент на звание "Прорыв года".

Источник: Российская Газета