Убытки международных банков могут аукнуться на российских автовладельцах. На прошлой неделе произошло очередное обрушение ведущих фондовых бирж Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона. Американский ипотечный кризис, положивший начало неразберихе, спровоцировали невозвраты в так называемой категории subprime (неблагонадежные клиенты, по которым риск невозврата наиболее велик). Начавшийся в конце 2006 года и достигший своего максимума в начале 2008-го, он в первую очередь ударил по рынку автокредитования в США. Высокий уровень невозвратов привел к резкому росту ставок в ипотеке, а затем и ставок по автокредитованию.

В Национальной ассоциации автофинансирования США (NAF) сообщили, что уровень просрочек по автокредитам сегодня достиг максимума за три года. Американские эксперты считают, что в условиях нефиксированных ипотечных ставок люди, прежде всего, будут заинтересованы в выплате процентов за жилье и перестанут покупать автомобили. Крупнейшие автопроизводители США уже заявили о том, что в 2008 году объем выпуска автомобилей будет уменьшен. Чтобы избежать затоваривания, некоторые непопулярные модели будут сняты с производства, а заводы – закрыты.

Ситуация насторожила и российские компании: говорят, что теперь российским банкам будет сложнее рефинансироваться за рубежом, а значит, вырастут процентные ставки по кредитам. К тому же, у нас есть собственное обоснование для ужесточения условий: кредит сегодня можно получить практически без документов, в том числе, у «неофициальных» продавцов. Между тем, с каждым годом уровень невозвратов растет: уже сегодня россияне задолжали банкам около 100 млрд. рублей.

«Тревожиться пора было давно, - считает начальник отдела рыночного анализа УК «Открытие» Валерий Пивень. – В последнее время общее качество кредитных портфелей может ухудшаться – а это грозит постепенным приближением показателей достаточности капитала к пороговым значениям ЦБ. С одной стороны, банки для поддержания и увеличения доли рынка и собственной рентабельности должны активно наращивать объёмы кредитования, но, с другой стороны, если посмотреть на статистику невозвратов, очевидно ухудшение качества выданных кредитов. С определенного момента взвешенная с учётом рисков сумма кредитных денег начинает "перевешивать" и возникает критическая масса. Поэтому, перед банками встает вопрос: а оправдаются ли риски?»

Российские банкиры прямо не говорят о том, что будут ужесточать условия для получения автокредитов, но подтверждают, что посыл такой есть. В ситуации сильной конкуренции и снижающихся процентных ставок - это одна из стратегий сохранения доходности. По мнению заместителя директора департамента розничного бизнеса Росбанка Дмитрия Вечканова, можно говорить и о некой косвенной реакции на кризис рынка "сабпрайм" в США. «Российские банки более осторожно смотрят на свои стратегии, наблюдая за событиями на развитых рынках, – комментирует эксперт. - Банкам необходимо быть уверенными в надежности в подходе к управлению рисками. Думаю, что если произойдет ужесточение, то не по всей линии автокредитов.”

«Рост процентных ставок действительно возможен, - подтверждает руководитель дирекции по работе с физическими лицами, член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев. - Как исторически сложилось, ставки по автокредитам являются одними из самых низких среди кредитных продуктов банков, и в условиях повышения стоимости ресурсов на международных рынках можно ожидать, что многие банки будут вынуждены повысить ставки!»

Несмотря на схожие прогнозы, эксперты считают, что повода для серьезной паники пока все же нет. Во-первых, ужесточающаяся конкуренция между российскими банками и иностранными представительствами автопроизводителей в сфере автокредитования заставляет банки искать иные пути для развития и идти на уступки, что вряд ли предусматривает повышение процентных ставок в сегодняшней ситуации.

Во-вторых, как заметил заместитель председателя правления банка «Авангард» Валерий Торхов, российские банки все-таки преимущественно имеют доступные и дешевые источники финансирования, поэтому кризис на ипотечном рынке в США, а также начинающийся там процесс рецессии пока никак не отразился ни на ставках, ни на кредитной политике.

«В секторе автокредитования могут наблюдаться примерно те же проблемы, что и в секторе ипотечного кредитования – подводит итог аналитик Валерий Пивень. - Но на самом деле, у нас в России это все выглядит немного иначе, чем в США: рынок относительно прост и здесь нет таких сложных финансовых инструментов секъюритизации, аналогичных американским».

Банкиры читают, что ужесточение условий в любом случае не напугает россиян и не повлияет на объем продаж. ”В настоящее время в кредит продается до 50% автомобилей, - комментирует В. Торхов. - Даже при чисто теоретическом предположении снижения объема кредитования, очевидно, что это слабо повлияет на объемы продаж. В условиях стабильной макроэкономической ситуации в стране и высоких цен на нефть, в России существует обеспеченный платежеспособный спрос на автомобили. К тому же, на относительно большое количество моделей машин существует очередь, поэтому вряд ли можно говорить о сколь-либо значимом снижении объемов продаж, самое большее, что может произойти, это небольшое снижение темпов роста объемов автокредитов в целом по стране”.

Источник: Autonews.ru