Рост количества банкоматов в Петербурге, хорошо заметный и невооруженным взглядом, подтверждают цифры. Наибольшую активность в установке новых банкоматов продемонстрировал Сбербанк, с декабря прошлого года сумевший увеличить свою городскую сеть до 700 банкоматов (рост на 126 единиц). По темпам роста ненамного отстают банк "Санкт-Петербург" и Балтийский банк, количество банкоматов которых достигло 287 (91) и 347 (70) соответственно.

Более скромная динамика у банка "ВТБ Северо-Запад", который, имея вторую по величине сеть банкоматов в Петербурге, за год увеличил ее только на 23 банкомата (или на 7%). Если в следующем году картина не изменится, банк рискует уступить наступающим на пятки конкурентам, в первую очередь Балтийскому банку, чье отставание сейчас измеряется всего лишь 17 банкоматами. При этом, по словам заместителя директора дирекции поддержки розничного бизнеса Балтийского банка Дмитрия Соловьева, расширение банкоматной сети является одним из приоритетных направлений развития банка на 2008 год.

Идущий следом банк "Санкт-Петербург" тоже претендует на вхождение в тройку лидеров. По словам Владимира Милоша, директора дирекции розничного бизнеса банка, в 2008 году предполагается установка в городе 100 новых банкоматов.

Розничный инструмент

По мнению участников рынка, активное развитие сетей банкоматов вполне объяснимо: банки все чаще рассматривают их как основной инструмент своей розничной стратегии. "Для продвижения розничного бизнеса развитие сети банкоматов является приоритетным. Кроме формирования имиджа, направленного на потенциальных заемщиков, уже существующий клиент с помощью банкомата должен иметь возможность не только пользоваться кредитными средствами, но и погашать кредит в удобное для него время и в подходящем месте", -- заявил Юрий Шумилов, начальник отдела поддержки терминальной сети Санкт-Петербургского филиала Номос-банка.

Важным стимулом к расширению банкоматных сетей является рост использования безналичных расчетов и популярность пластиковых карт среди горожан. Неудивительно, что основной целью расширения сетей для банков продолжает являться поддержка "пластикового бизнеса". На сегодняшний день в Петербурге эмитировано уже более 6 млн банковских карт.

Существенную роль в увеличении спроса на услуги банкоматов со стороны клиентов банков играет и расширение их функциональных возможностей. По мнению Алексея Попова, начальника управления по сопровождению стандартных и пластиковых продуктов Промсвязьбанка, банкомат постепенно превращается из машины для снятия денег в форпост банка. "Новые технические возможности -- в частности, технология cash-in, дающая возможность через банкомат вносить деньги на счет, оплатить услуги мобильной связи, погасить очередной платеж по кредиту, -- наделяют их функциями полноценного круглосуточного мини-офиса", -- отмечает он.

С ним соглашается и господин Шумилов, назвавший среди основных функций, под знаком развития которых пройдет 2008 год, возможность внесения средств с помощью банкомата с их зачислением на счет в режиме текущего времени.

Однако переоценивать значимость увеличения "функционала" банкоматов пока не стоит. По словам Владимира Джиковича, президента Ассоциации банков Северо-Запада, около 93% операций по картам в денежном исчислении приходится на снятие наличных денег и только примерно 7% -- на оказание других услуг и безналичные расчеты.

Место под солнцем

В отношении вопроса о том, насколько необходимым является постоянное наращивание сети банкоматов для обеспечения эффективной работы и развития банка, мнения специалистов расходятся. "Для нашего филиала 50-60 банкоматов по городу вполне достаточно для обеспечения эффективной работы, -- рассуждает господин Попов. -- В ближайшее время мы сосредоточимся на оптимизации размещения части банкоматов и их модернизации. Сейчас мы имеем банкоматы в своих отделениях, в вестибюлях метрополитена, торгово-сервисных предприятиях и в ряде компаний, где реализуются особо крупные зарплатные проекты, и не испытываем потребности в значительном увеличении их количества в городе".

Господин Соловьев, напротив, заявляет о планах активного наращивания сети, считая это одним из основных конкурентных преимуществ при привлечении частных клиентов на обслуживание в банк.

Между тем господин Милош из банка "Санкт-Петербург" отметил, что основная масса клиентов, обслуживающихся в рамках зарплатных проектов банка, пользуется метрополитеном, поэтому наличие банкоматов в вестибюлях станций метро напрямую оказывает влияние на степень лояльности клиентов. "На многих станциях мы устанавливаем сегодня сразу несколько банкоматов, что позволяет избежать очередей в периоды пиковых нагрузок. Они обеспечивают возможность не только получения наличных, но и осуществления необходимых платежей за мобильную связь, Интернет, коммунальные услуги и других платежей, которые также востребованы нашими клиентами", -- сообщает банкир.

По словам Юрия Шумилова из Номос-банка, оптимальное количество банкоматов для каждого банка свое: убытки могут возникнуть и с двумя банкоматами, и с тысячей. "Нам кажется оптимальным соотношение один банкомат на 1 тыс. клиентов -- владельцев пластиковых карт. Дальше вступают законы территориальной насыщенности: чтобы обеспечить клиенту пешеходную доступность банкомата, нужно развить сеть не менее чем в 300 единиц. Однако такие планы приемлемы для банка с головным офисом в городе, для филиала достаточно числа в два раза меньше", -- добавляет он.

Барьеры роста

Как бы то ни было, на скорость расширения сетей банкоматов могут оказать воздействие и внешние причины. Сеть имеет смысл расширять, пока растет ее доходность. При этом основной статьей расходной части является стоимость аренды места под банкоматом. По словам представителя одного из петербургских банков, пожелавшего остаться неназванным, крупнейший арендодатель -- петербургский метрополитен готовится в четыре раза увеличить размер арендной платы. Если это произойдет, для многих банков неизбежно встанет вопрос целесообразности содержания банкоматов на станциях, что может существенно сбить темпы прироста их количества в следующем году.

Президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович сообщил Ъ, что не знает о планируемом повышении ставок аренды в метрополитене, но вопрос с размещением там банкоматов находится в сфере его внимания. "На последней встрече банкиров с губернатором Петербурга мы затрагивали вопрос о расположении банкоматов в вестибюлях петербургского метрополитена. Это имеет прямое отношение к обеспечению доступности банковских услуг для населения. Поэтому, если встанет вопрос о критическом для банков повышении стоимости размещения банкоматов на территории метрополитена, мы будем вмешиваться и заниматься этим вопросом", -- сказал он.

Источник: Коммерсантъ