"В этом году продуктом года, безусловно, является ипотека, - считает начальник департамента по работе с физическими лицами Газпромбанка Анна Горячева. - В течение 2006 года на рынок ипотечного кредитования с новыми программами вышло несколько банков, ранее не предоставлявших ипотечных кредитов. Также банки, активно кредитующие клиентов на приобретение недвижимости, предложили новые, более комфортные условия для клиентов по действующим программам, а также ввели в действие новые программы".

Выбор банкиров подтверждают и цифры. По данным Банка России на 1 октября 2006 года, рост объемов ипотечного кредитования составил 166% (в рублях) и 160% (в валюте). Доля рублевых ипотечных кредитов в общем объеме выданных кредитов на жилье увеличилась с 23 до 52%, а доля валютной ипотеки - с 56 до 77%. "Несмотря на востребованность ипотеки со стороны населения, темпы ее роста в 2006 году снижались по сравнению с предыдущими годами из-за существенных темпов удорожания жилья. В настоящий момент ситуация стабилизируется и можно утверждать, что созданы предпосылки для стремительного развития ипотеки в ближайшие годы - возросло количество банков, предлагающих ипотеку, произошло снижение ставок, упростились требования к заемщику, сократилось время принятия решения о предоставлении кредита, повысился качественный уровень консалтинга, - уверены в НОМОС-банке. - Росту популярности ипотечного кредитования в дальнейшем будет также способствовать и государственная политика в сфере реализации национальных проектов".

Марина Малайчик, замначальника управления розничных операций банка "Возрождение" также называет ипотеку наиболее востребованным розничным продуктом. "И сегодня, и в следующем году ипотечное кредитование будет стратегическим направлением в рознице, - считает она. - Жилье нужно всем и всегда, а сейчас, когда цены на квартиры резко идут вверх, купить недвижимость можно только с привлечением заемных средств. Именно поэтому ипотека развивается быстрыми темпами: так, если в начале года мы выдавали в месяц 100 ипотечных кредитов, то сейчас - уже около 500. Причем эта цифра постоянно увеличивается".

Самый рентабельный бизнес

Следующим по значимости банкиры посчитали свои достижения на ниве "карточного" кредитования. "Несмотря на то что кредитная карта достаточно давно существует на рынке и предлагается достаточно большим количеством банков, именно в этом году этот продукт получил наибольшее развитие, - утверждает директор департамента развития розничного бизнеса банка "Стройкредит" Александр Курлянд. - Динамика роста отдельных сегментов рынка в последнее время изменилась. Так, рынок товарных кредитов продемонстрировал замедление темпов роста - с 67% в 2005 г. до 50% в первой половине 2006 г., несколько снизились темпы роста в сегменте нецелевых кредитов - с 81 до 60%. В то же время рынок кредитных карт в первом полугодии продемонстрировал рост более 300%". По словам банкира, кредитные карты привлекательны для банков по нескольким причинам. По сравнению с товарным и классическим потребительским кредитованием кредитные карты являются более рентабельным бизнесом. Карточные ссуды приносят банкам в среднем 50-60% годовых, тогда как остальные - 30-40%. Да и размер просроченной задолженности в "карточном" кредитовании ниже.

На третьем месте - автокредиты. "Для розничного бизнеса нашего банка 2006 год можно назвать годом автокредитования, - считает генеральный управляющий по розничным продуктам и услугам Международного московского банка Алексей Аксенов. - Сейчас мы ежемесячно выдаем порядка трех тысяч автокредитов - это в 2.5 раза больше, чем год назад. На настоящий момент наш портфель автокредитования составляет около $900 млн., в середине года он был равен $500 млн., а на конец 2005 года наш портфель автокредитов не превышал $240 млн.".

Факторинг - вне конкуренции

"Продуктом года" в банковском корпоративном бизнесе банкиры назвали факторинг. Факторинг - это переуступка банку прав требований по задолженности за определенный процент (компания поставляет товар, а право требования денег за отгруженную продукцию переуступает банку, он расплачивается за товар и работает с задолженностью). "Продуктом года" для юридических лиц, по нашему мнению, можно назвать факторинг, - считает начальник отдела маркетинга Московского кредитного банка Рустем Ибрагимов. - За первое полугодие 2006 года рынок факторинга вырос на 30% и составил около 95 млрд. рублей ($3.5 млрд.). Если данные темпы роста сохранятся до конца года, то объем рынка за 2006 год в целом составит порядка 200 млрд. рублей".

По оценке НОМОС-банка, к концу этого года количество компаний пользующихся услугой факторинга, превысит 3000, обеспечив продукту более чем 50%-ный рост по сравнению с 2005 годом. "На сегодня факторинг - это быстро развивающаяся и прибыльная область бизнеса. И как следствие, все больше банков заявляет о наличии данной услуги в своей продуктовой линейке, общее количество которых уже перевалило за 200", - отмечают в НОМОС-банке.

Какие банковские продукты будут востребованы в 2007 году

И в следующем году, по мнению банкиров, в номинации "продукт года" победит ипотека. "Во-первых, это один из немногих способов приобрести недвижимость для человека. Во-вторых, это один из немногих действительно качественно обеспеченных активов для банков. Интересы двух сторон сходятся", - объясняет свой выбор зампредправления Росевробанка Дмитрий Суздальцев. Рост рынка ипотеки будет происходить в основном за счет Подмосковья и регионов, добавляет замдиректора департамента развития розничного бизнеса Промсвязьбанка Лидия Герцена. "Развитию рынка ипотеки также будет способствовать приток долгосрочных ресурсов от дочерних иностранных банков, которые заинтересованы в том, чтобы занять определенную долю рынка", - считает она.

Помимо ипотеки в следующем году продолжат активное развитие все виды розничного кредитования, особенно кредитные карты и кредиты наличными. Кроме того, банкиры продолжат активное освоение дистанционных каналов обслуживания, в первую очередь интернет-банкинга и мобильного банка.

В сегменте услуг для юрлиц "продуктом-2007" станут кредиты для малого и среднего бизнеса. "Сегодня в одной только Московской области потребность малого и среднего бизнеса в кредитах оценивается приблизительно в $6 млрд. Причем спрос на кредиты удовлетворен лишь на 20%, - отмечает замначальника управления корпоративного бизнеса банка "Возрождение" Денис Баранец. - Главная причина, тормозящая развитие кредитования малого и среднего бизнеса, связана с тем, что в России очень трудно провести оценку предприятия малого бизнеса". По мнению начальника управления кредитования СДМ-банка Сергея Козлова, в следующем году еще более востребованными станут услуги факторинга.

В банке "Союз" "ставят" на IPO. "Одной из наиболее востребованных услуг для юридических лиц в 2007 году станет публичное размещение акций на фондовых биржах (первичное, IPO, либо вторичное - SPO), - считает руководитель группы анализа рынка акций банка "Союз" Станислав Свиридов. - Если в 2005 году объем IPO российских компаний составил порядка $5 млрд., в текущем году эта цифра, как ожидается, возрастет до $18 млрд., то в следующем году на IPO (либо SPO), по различным оценкам, выйдут от 30 до 35 российских компаний, а объем привлеченных средств достигнет $19 млрд.".

Источник: Газета "Финансовые Известия"