По официальным данным, общий понесенный ими и банкирами ущерб составил чуть более 100 тыс. долларов. По сведениям «Новых Известий», он мог быть как минимум втрое больше. Специалисты уверяют: на 100% гарантировать защиту от электронных грабителей не может ни один банк. Однако риск оказаться обворованными могут снизить сами клиенты. Как – выяснили «НИ».

Всего у группы ВТБ банкоматов по России более 2,5 тыс., пострадали, по оценке руководства ВТБ 24, не более 10. По официальной версии, которую вчера озвучила заместитель президента-председателя правления банка Ирина Бушева, мошенники считывали информацию о PIN-кодах клиентов при помощи видеокамер, установленных на банкоматах. Потом они «работали» с картами в одной из европейских стран. Ущерб, по ее словам, составил чуть больше 100 тыс. долларов. В результате банк заблокировал более 4 тыс. карточек. «В настоящее время все они перевыпущены, и все убытки клиентам возмещены», – подчеркнула г-жа Бушева.

«НИ» обратились за комментарием к специалистам по банковской безопасности, и они на условиях анонимности сообщили нам, что видеокамеры, скорее всего, были тут ни при чем, поскольку одного PIN-кода мало. Вероятнее всего, «умельцы» установили в банкоматах специальные «жучки», которые и считывали с магнитных носителей карт всю информацию. В этом случае обнулить затем пластик было делом техники. По сведениям «НИ», массовый «увод» денег удалось быстро обнаружить в первую очередь потому, что электронные громилы выбрали в жертвы банкоматы, находящиеся в центре Москвы вблизи банковских филиалов. Ими пользуется немало сотрудников этих кредитных учреждений, которым переводят на карты зарплату. Они и обнаружили досадные «пропажи».

В ВТБ 24 нам подтвердили эту версию. Как нам сообщили в банке, ряд клиентов получили SMS-сообщения с уведомлением о транзакциях, которых они не совершали. Пострадавшие, среди которых были и сотрудники банка, обратились в колл-центр, который принимает жалобы на проблемы с пластиковыми картами. После четвертого такого звонка сотрудники колл-центра начали бить тревогу. Заметим также: в том, что жертвами стали сами сотрудники банка, был одновременно и прокол, и удача преступников: пожива оказалась недолгой, зато куш был сорван изрядный – по данным «НИ», в общей сложности как минимум втрое превышающий названные руководством банка цифры.

Уберечься от такого рода преступности невозможно, констатируют специалисты. Однако можно предпринять некоторые меры, которые, по крайней мере, снизят риски. Прежде всего, советуют эксперты, нужно обращать внимание на состояние банкомата. Щель, в которую вы закладываете карту, должна быть абсолютно «чистой». Любые царапины, вогнутости, выпуклости и прочие деформации должны вызывать подозрение. Если же из нее торчит некий небольшой посторонний предмет, от банкомата лучше сразу отойти. Ни в коем случае не надо загонять карту силой, малейшее «сопротивление материала» также должно стать поводом для серьезных опасений.

Жертвами мошенников чаще становятся банкоматы, установленные на улицах или в крупных торговых центрах – там к ним легче подступиться, ведь прохожие чаще всего думают, что машину чинят специалисты. Поэтому, если есть хоть немного времени, лучше дойти до ближайшего отделения банка, где банкомат установлен внутри помещения. Даже если это «чужой» банк и за снятие денег придется платить какой-то процент, это намного лучше, чем лишиться всего. Риск увеличивается и при пользовании всякого рода системами электронных денег – эксперты единодушны: чем шире круг лиц, которым известны реквизиты вашей карты, тем выше опасность, что кто-то не устоит перед соблазном ими воспользоваться. И, наконец, не ленитесь и почаще проверяйте остаток на вашем карточном счете.

Преступники между тем изобретают все новые методы отъема денег с помощью пластика. Не далее как прошедшим летом международная организация Secure Computering, объединяющая специалистов в области информационной безопасности, сообщила, что на Западе мошенники все чаще используют новый способ выуживания секретных кодов у владельцев банковских карт. Схема проста и полностью автоматизирована. Злоумышленники настраивают телефонный автодозвон, который круглосуточно набирает номера в определенном регионе. Когда потенциальная жертва снимает трубку, автоответчик предупреждает, что его пластик попал в руки мошенников, и просит срочно перезвонить по указанному номеру. Он чаще всего четырехзначный, к тому же очень похож на номера центров экстренной помощи, поэтому перепуганные владельцы карт, находясь в стрессовом состоянии, рекомендацию немедленно выполняют и перезванивают. На другом конце провода компьютерный голос вежливо предлагает сверить данные. Для этого прямо с клавиатуры телефона нужно ввести секретный код пластика. Параллельно и, как правило, без лишних усилий выясняется номер счета, полное имя и адрес держателя, срок действия его карты. Люди охотно все это сообщают, чтобы «добрый дядя» спас их деньги, а спустя некоторое время обнаруживают свой пластиковый кошелек пустым. До России, по словам банкиров, такое ноу-хау еще не дошло, но это лишь дело времени. Рецепт предохранения и тут прост: данные о вашей банковской карте не сообщать никому лишнему и ни при каких обстоятельствах.

Источник: Новые Известия