Вчера на заседании правительства в целом была одобрена стратегия развития финансового рынка на 2006–2008 гг., которую в течение всего прошлого года пыталась «продвинуть» Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Однако концепция создания единого мегарегулятора по модели, предложенной главой ФСФР Олегом Вьюгиным, вызвала противоречивые оценки. Вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что создание единого органа по надзору за финансовыми рынками выглядит «сомнительно», так как этот орган будет выделен из исполнительной власти. Один из источников в Федеральной службе так прокомментировал RBC daily итоги заседания: «На мой взгляд, концепция единого регулятора, предложенная МЭРТ, показалась правительству более удачной, и теперь новая структура, скорее всего, будет подконтрольна МЭРТ».

Идея создания мегарегулятора – единого органа по надзору за финансовыми рынками – была озвучена еще в середине 2004 г., однако до сих пор неясно, по какой модели его создадут: наделят дополнительными полномочиями саму ФСФР или сформируют новую организацию, по форме напоминающую устройство ЦБ. В представленной вчера правительству концепции развития финансового рынка положение о создание мегарегулятора было центральным. Олег Вьюгин предложил создать госкорпорацию, которая будет работать по коллегиальному принципу. В концепции отмечены и ожидаемые результаты на ближайшие два года. Согласно документу, предполагается достижение в 2006–2008 гг. увеличения капитализации рынка акций по отношению к ВВП с 40 до 60%, повышение стоимости корпоративных облигаций в обращении по отношению к ВВП с 1,5 до 3%, рост стоимости чистых активов ПИФов по отношению к ВВП с 2 до 5% и рост доли торговых операций с акциями на бирже с 50% до уровня не менее 70%.

Правительство одобрило стратегию развития финансового рынка на 2006–2008 гг., правда, за исключением некоторых моментов. Так, глава МЭРТ Герман Греф заострил внимание на проблеме учета профессиональной собственности на бездокументарные бумаги. Сейчас в законе о правах собственности отсутствует положение, прописывающее права для таких бумаг. Кроме этого, правительство высказало мнение о необходимости доработки пункта, относящегося к системе обязательной сертификации посредников на фондовом рынке.

Однако главная дискуссия развернулась вокруг создания единого мегарегулятора. Первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву показалось необходимым дополнительно проработать вопрос о статусе такого органа на финансовом рынке. Он напомнил, что комиссия по ценным бумагам, которая существовала в России до создания ФСФР, представляла собой специфический орган, статус которого определялся отдельным законодательством. «Этот орган не был интегрирован в систему исполнительной власти, – подчеркнул первый вице-премьер. – Я не уверен, что это было хорошо». Он напомнил, что вокруг ФКЦБ существовали различные «интриги», которые порой переходили в драмы. Кроме этого наблюдались случаи параллельного управления финансовым рынком, когда ЦБ и комиссия по ценным бумагам регулировали рынок каждый по-своему. Г-н Медведев посчитал, что необходимо как следует взвесить предложения ФСФР по созданию мегарегулятора финансового рынка в виде государственной корпорации, которая по сути будет выведена из системы исполнительной власти. По его мнению, необходимо просчитать, насколько такая корпорация будет органична для существующей системы управления в стране.

Источник RBC daily в ФСФР завил вчера, что такой поворот оказался для представителей службы неприятной неожиданностью, так как концепция была согласована со всеми заинтересованными ведомствами – Минфином, МЭРТ и ЦБ. «Мы предполагали, что наш проект по созданию единого мегарегулятора будет одобрен, – говорит он. – Можно сделать только один вывод: правительство собирается отдать приоритет концепции Минэкономразвития, согласно которой мегарегулятор будет полностью подконтролен этому министерству – подобно тому, как в свое время МЭРТ взял по свой контроль Росимущество и некоторые другие ведомства».

Правда, не всем участникам рынка сомнения правительства относительно формы создания мегарегулятора показались столь критичными. По словам предправления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексея Тимофеева, создание мегарегулятора финансового рынка – достаточно сложная юридическая задача. «Дискуссия ведется по нескольким важным правовым проблемам, в том числе об организационно-правовой форме мегарегулятора, его статусе и месте в системе государственной власти», – заявил он RBC daily. Г-н Тимофеев полагает, что все эти проблемы имеют свое решение, и в качестве примера приводит Центральный банк, который действует на основе отдельного закона, не является органом исполнительной власти и при этом исполняет регулирующие и надзорные функции. По мнению г-на Тимофеева, наиболее важны вопросы обеспечения реальной коллегиальности мегарегулятора и определения сегментов рынка, которые будут им регулироваться. «Сейчас пока преждевременно говорить, какой из обсуждаемых вариантов наиболее приемлем для российского рынка, в любом случае последнее слово будет за правительством», – сказал г-н Тимофеев RBC daily.

Источник: RBCdaily