На днях банк «Возрождение» приобрел 19,2% акций авиамоторного научно-технического центра «Союз», подконтрольного группе «АМИ». Это предприятие переживает сейчас не лучшие времена и вряд ли является интересным объектом для поглощения. Но участники столичного рынка недвижимости считают, что банк намерен поучаствовать в программе правительства Москвы по переводу промышленных предприятий за черту города. В результате в распоряжении кредитной организации может оказаться 3-5 га земли на берегу Москвы-реки рядом с Комсомольским проспектом, на которой она может инициировать строительство элитного жилого комплекса и торгово-развлекательного центра.

Банк «Возрождение» входит в третью десятку кредитных организаций по размеру финансовых показателей. По данным РБК.Рейтинг на 1 октября 2005 г., по размеру чистых активов он занимал 24 место (41,7 млрд руб.). По итогам 9 месяцев прибыль банка составила 615 млн руб. Собственный капитал – 3,8 млрд руб. Его крупнейшими акционерами на 13 декабря были Дмитрий Орлов (38,36%), ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» (номинальный держатель) (24,85%), Burlington Trading Co Limited (5,25%). ОАО АМНТК «Союз» – одна из старейших отечественных авиадвигательных фирм (была образована 18 февраля 1943 г.). За годы своего существования предприятие создало 19 базовых турбореактивных двигателей и 44 их модификации для 27 летательных аппаратов с широким диапазоном характеристик для гражданской и военной авиации, несколько типов жидкостных ракетных двигателей. В 2001 г. АМНТК «Союз» вошел в торгово-промышленную группу ЗАО «Группа «АМИ», став частью холдинга. Сейчас его крупнейшими акционерами являются Зураби Квеквескири (генеральный директор ЗАО «Торговый дом АМИ-Тун») – 7%, Артем Грабский (финансовый директор группы «АМИ») – 15,3%, Мкртич Окроян (президент группы «АМИ» и глава АМНТК «Союз») – 17,8%, а также Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (22,7%) и ООО «РеалТек» (17,2%).

На этой неделе банк «Возрождение» сообщил, что 9 декабря он купил 19,2% фирмы «Союз». Факт вхождения одного из крупнейших банков России в капитал этого авиадвигательного предприятия участникам рынка показался странным. Дело в том, что «Союз» уже давно не является привлекательным объектом для поглощения. «Предположить, что «Возрождение» интересуется АМНТК «Союз» как промышленным активом или как разработчиком двигателей, достаточно сложно, – комментирует RBC daily ситуацию руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – У «Союза» сейчас есть два основных направления, по которым он работает: это разработка и модернизация двигателей для крылатых ракет и создание энергетической установки по заказу правительства Москвы». По первому направлению, по его словам, велика конкуренция с НПО «Сатурн», а учитывая серьезные лоббистские возможности последнего, одержать победу в этой борьбе «Союзу» будет достаточно сложно. «Что касается энергетической установки, то пока она не представлена на испытания, ее будущее туманно: на нее нет твердого заказа со стороны столичного правительства», – отмечает эксперт.

В банке «Возрождение» от комментариев отказались. Получить пояснения в «Союзе» в день написания материала также не удалось. В свою очередь участники рынка предполагают, что интересы банка лежат за пределами отечественного авиапрома. Дело в том, что правительство Москвы сейчас выводит мощности «Союза» в подмосковную Балашиху. Это решение было принято еще в конце 80-х годов. Первоначально предполагалось разместить производство в столичном районе Очаково, где были построены несколько производственных помещений и закуплено новое оборудование. Но осуществить намеченные планы помешала перестройка. АМНТК «Союз» стал одним из первых двигателестроительных комплексов, которые были акционированы. Первоначально государству во вновь образованном АО досталось лишь 22% акций, остальные были распределены между сотрудниками предприятия. Однако после того как АМНТК «Союз» в 2001 г. вошел в торгово-промышленную группу ЗАО «Группа «АМИ», большая часть производственных площадок в Очаково была сдана в аренду. Именно с приходом в «Союз» группы «АМИ» родилась идея перенести производство со столичной площадки на Балашихинский литейно-механический завод, который выпускал некоторые детали для двигателей «Союза». Процесс перевода активов начался еще в 2004 г., однако до сих пор в Москве еще остается некоторая часть оборудования. Впрочем, констатируют эксперты, «Союзу» вряд ли удастся сохранить «московскую прописку». «Совершенно очевидно, что «Союз», как и другие крупные машиностроительные предприятия, в будущем «не жильцы» на столичных площадках», – говорит Олег Пантелеев.

После переезда «Союза» в Подмосковье освободится внушительный участок на Лужнецкой набережной размером примерно 500 на 700 кв. м (350 тыс. кв. м). Этот участок находится в одном из самых привлекательных мест Москвы: вблизи с третьим транспортным кольцом, Воробьевыми горами и спортивным комплексом «Лужники». Поэтому одна из причин вхождения в капитал «Союза», по мнению участников рынка, связана именно с освобождаемой землей. По данным одного из источников, ее собственником является столичное правительство. Согласно балансу «Союза», фирма владеет только зданиями на этой земле. «Предприятия, которые заинтересованы в получении контроля над земельными участками, часто входят в капиталы собственника помещений, – пояснил RBC daily источник. – Именно владелец здания имеет право на то, чтобы заявить собственнику земли об изменении площади и габаритов его зданий». Правда, считает он, 19,2% акций – это только старт для «Возрождения». Это позволяет ему иметь в совете директоров «Союза» не более двух представителей, что не дает возможности влиять на деятельность предприятия. «Я думаю, что в будущем банк будет докупать акции "Союза"», – сказал представитель банка, работающего на рынке недвижимости.

По версии источника, банк договорился со столичными властями о том, что он оплачивает перевод мощностей «Союза» в Подмосковье и за это получает доступ к земле, которая, по мнению собеседника, может быть использована «как угодно». «Как под строительство социально значимых объектов в рамках городских программ, так и под постройку гипермаркетов, вроде "Ашана" и "Меги"», – заключил он. В свою очередь ведущий специалист по коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Максим Жуликов считает Лужнецкую набережную привлекательным местом для строительства элитной недвижимости. «Место отличное, с видом на Академию наук и Нескучный сад, есть возможность транспортной развязки», – говорит он. По его словам, строительство бизнес-центра на этом участке набережной принесет высокий доход. Продажа одного квадратного метра в таком центре будет стоить не менее 4 тыс. долл. при себестоимости строительства в 1 тыс. долл. А диапазон цен на аренду составит 650-1000 долл. за квадратный метр без стоимости НДС.

Источник: RBCdaily